Форумы о боевых искусствах ФАЭК
На сайт ФАЭКСайт ФАЭК   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   ВходВход 
Секреты техники в боевых искусствах

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> Боевые искусства, рукопашный бой, самооборона
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Нужно ли хранит в тайне техники и приемы боевых искусств?
Безусловно нужно - информация стоит денег...
11%
 11%  [ 1 ]
Обязательно нужно - иначе плохие люди воспользуются информацией и будут бить хороших!
11%
 11%  [ 1 ]
Лучше открыто делится информацией - хороших людей больше, чем плохих.
33%
 33%  [ 3 ]
Не нужно держать тонкости боевых искусств в секрете - иначе каждый ученик в БИ будет обречен проделывать одну и ту же работу...
0%
 0%  [ 0 ]
Я пока затрудняюсь ответить на этот вопрос.
44%
 44%  [ 4 ]
Всего проголосовало : 9

Автор Сообщение
Алексей

Сообщения: 49
Регистрация: 15.11.2005
СообщениеДобавлено: Пн Янв 16, 2006 11:52 pm    Заголовок сообщения: Секреты техники в боевых искусствах Ответить с цитатой

По моим наблюдениям люди охотно делятся опытом тренинга физических качеств - таких как сила, выносливость, растяжка, но очень редко описывают подробности техники, еще реже - те "изюминки", благодаря которым техника начинает работать. Мотивы этого достаточно понятны - кто-то хочет сохранить тайну своей школы, чтобы потенциальный соперник не узнал ее сильные и слабые места. Кто-то считает, что знания - это капитал, который можно только продавать. Кто - то считает, что человек должен дойти до всего своим умом, или трудом. В результате масса людей в одно и то же время занимается решением одной и той же проблеммы, даже не пытаясь скоординировать свои усилия.

В то же время, есть совершенно другой подход. Приведу пример из области информационных технологий. Есть иакая вещь, как open source - открытые исходные коды. В наше время масса программного обеспечения пишется открытыми группами разработчиков с разных концов света совместно - все что для этого нужно - это просто не засекречивать код программы. Таки образом, кстати, написан и программный код того форума, на котором мы с вами сейчас находимся - любой хакер может прочитать его, так как он находится в свободном доступе - и попытаться сломать его. Если ему это удастся, то разработчики, в свою очередь, проанализируют свои ошибки и уязвимости и выпустят обновление для этого форума, где эти уязвимости исправлены. Таким образом, каждая успешная атака делает данный программный продукт сильнее. Почему в конечном итоге выигрывают программисты, а не хакеры? Потому что программисты работают сообща, а хакеры, как правило, по одиночке - это факт. Еще раз подчеркну, что для такой работы необходимым условием является отсутствие секретов и открытая информация для всех. Это нужно не только для того, чтобы любой человек мог включиться в команду разработчиков, но и для того, чтобы любой хакер мог предпринимать попытки взлома - таким образом, хакеры помогают разработчикам найти уязвимости в их программе.

Прошу прощения за длинный пассаж "не по теме" - но я надеюсь, что аналогия с боевыми искусствами достаточно ясна? Давайте теперь еще раз вместе подумаем - стоит ли держать тонкости боевого ремесла в секрете, или мы прямо сейчас и начнем активно и бескорыстно обмениваться опытом, секретами и помогать друг другу делать любое боевое искусство сильнее? Wink
_________________
"Того, что есть у нас, хватило бы на больших, чем мы" - Борис Гребенщиков
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
grey

Сообщения: 296
Откуда: Москва
Регистрация: 07.11.2005
СообщениеДобавлено: Вт Янв 17, 2006 3:56 am    Заголовок сообщения: Re: Секреты техники в боевых искусствах Ответить с цитатой

Странная тема. Не скажу всего, что про это думаю (по некоторым причинам), но чуток обмолвлюсь Wink:
Алексей писал(а):
[...] но очень редко описывают подробности техники, еще реже - те "изюминки", благодаря которым техника начинает работать. Мотивы этого достаточно понятны...

Да пишут, пишут! Просто читать не все умеют. Смотрят, но не видят.
А что не пишут - то просто бесполезно писать "не для своих". А методички внутри школы быть должны, если есть, что в них писать. Вообще, в нашей школе может и имело бы смысл нечто подобное сделать.
А как описывать изюминки - не думаю, что это возможно сделать идеально. Учиться реально только "вживую" практикуя, с учителем. Я не могу представить себе книгу, содержащую всё о стиле. Со всеми возможными подробностями и "изюминками". К тому же без видеоматериалов того же автора, где можно посмотреть особенности динамики-образа-движка стиля, такая книга опять же бесполезна.
Самый короткий, правильный и надежный способ - учиться "правильным" (Wink) вещам у правильного человека. Иначе знание передать нельзя (имею ввиду полное знание), а уж сделать так, чтоб одно и то же знание доробатывали разные люди по всему миру - это нереально (в силу особенностей восприятия знания, в силу способностей разных людей и т.п...). К тому же кто будет оценивать, что нужно включать в систему? Независимая комиссия? Это не кусок кода, Леша, это совсем другое. Кусок кода всегда работает однозначно, существует алгоритм и существует исполнитель. С системой знаний и человеком совсем не так (фанатам поспорить об автоматизмах человека просьба на меня не кидаться Wink ). Все равно не то.
Цитата:

- кто-то хочет сохранить тайну своей школы, чтобы потенциальный соперник не узнал ее сильные и слабые места. Кто-то считает, что знания - это капитал, который можно только продавать.

...и в чем-то каждый прав, разве что кроме первого случая. Человек вправе делать со своим знаним все, что хочет.
Цитата:

Кто - то считает, что человек должен дойти до всего своим умом, или трудом...

А нет таких вещей, до которых человек может дойти как-то иначе Wink.
Один известный в своих кругах человек забавно сказал, имя его забыл, но фраза запомнилось:
"Невозможно научить - можно дать возможность научиться"

Короче не парься: все в этом мире уже придумали! И дорабатывать попросту нечего. Стили совершенны (ну не все, конечно, но имеют место быть). Люди несовершенны. Все что нужно сделать - это приблизить свое совершенсто к совершенству стиля (совместить то бишь). Немало, правда? Wink
Цитата:

...В результате масса людей в одно и то же время занимается решением одной и той же проблеммы, даже не пытаясь скоординировать свои усилия.

Их невозможно скоординировать "во вселенском масштабе", как ты предлагаешь. Разве что на уровне небольшой (относительно) группы.
Цитата:

[...] Есть такая вещь, как open source - открытые исходные коды.

Честно, не вижу я аналогии с OpenSource. Не то это.
Цитата:

Прошу прощения за длинный пассаж "не по теме" - но я надеюсь, что аналогия с боевыми искусствами достаточно ясна? Давайте теперь еще раз вместе подумаем - стоит ли держать тонкости боевого ремесла в секрете, или мы прямо сейчас и начнем активно и бескорыстно обмениваться опытом, секретами и помогать друг другу делать любое боевое искусство сильнее? Wink

Меня начинают пугать твои идеи! Shocked Laughing Ты чем там у себя в Твери занимаешься? Готовишь планы по захвату мира? Laughing
"Нам нужен мир, Пинки! Желательно весь!"(с)Брейн
Давай тренироваться лучше, и все вопросы сами собой отпадут.

PS ммм... нет! не буду ёрничать! Embarassed
_________________
Скорей! Пока крыша на место не вернулась!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Вт Янв 17, 2006 2:28 pm    Заголовок сообщения: Re: Секреты техники в боевых искусствах Ответить с цитатой

Алексей писал(а):
По моим наблюдениям люди охотно делятся опытом тренинга физических качеств - таких как сила, выносливость, растяжка, но очень редко описывают подробности техники, еще реже - те "изюминки", благодаря которым техника начинает работать.

А ты попробуй описать в деталях, например, обезоруживание от атаки по углу 1 при помощи захвата запястья протвника пунио своего бастона снизу Shocked Да еще так, чтобы это понял человек, который ни разу такого обезоруживания не делал. Я, честно говоря, не очень понимаю даже то, что чуть выше написал... Embarassed Laughing
Так что, методику описывать намного проще...
Цитата:
Мотивы этого достаточно понятны - кто-то хочет сохранить тайну своей школы, чтобы потенциальный соперник не узнал ее сильные и слабые места. Кто-то считает, что знания - это капитал, который можно только продавать. Кто - то считает, что человек должен дойти до всего своим умом, или трудом.

Мотивы могут быть разные. И каждый будет в чем-то прав. Скажем у нас с Бритенковым есть печальный опыт, когда мы, ничего не скрывая, щедро делились знаниями, проводя семинар в одной из школ. И все там были очень довольны, и очень благодарили, и просили приезжать еще... А после, прервали с нами все отношения и объявили себя официальными представителями эскрима в России Sad Evil or Very Mad
Мое мнение такое - скрывать и секретить техники глупо и не нужно, но и раскрывать все особенности и методики школы каждому встречному, тоже ни к чему.
Цитата:
Приведу пример из области информационных технологий...

Так это совсем другое... На мой взгляд, приведенный пример относится скорее не к засекречиванию техник, а к обмену опытом между школами. Конечно это необходимо, чтобы не возникало "застоя".
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Nameless

Сообщения: 28
Откуда: Moscow
Регистрация: 12.11.2005
СообщениеДобавлено: Вт Янв 17, 2006 8:17 pm    Заголовок сообщения: Re: Секреты техники в боевых искусствах Ответить с цитатой

Алексей писал(а):
"изюминки", благодаря которым техника начинает работать.


"изюминки" обычно показывают тогда, когда человек их готов усвоить, а то иногда после всяких "изюминок" направление развития сдвигается куда-то не туда
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей

Сообщения: 49
Регистрация: 15.11.2005
СообщениеДобавлено: Ср Янв 18, 2006 12:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Согласен, что описывать движение словами трудно. Но, думаю, вполне по силам. Конечно, проще показать прием ученику, а ему - просто повторить. И так много раз. Но если изменятся начальные условия - к примеру, атака пойдет немного не под тем углом - прием у ученика не получиться. А у мастера получиться. Потому, что он знает принцип, а не форму движения - и способен этот принцип применить в разных условиях - форма движения от этого измениться, не так ли? Вывод - показать ученику 500 форм движения одного и того же, по сути, приема. После чего у ученика тоже появится шанс осознать принцип приема и забыть 500 форм движения Smile Smile Smile Так мы отсеим самых достойных учеников (самых упорных). И потеряем кучу времени. Мне в свои 29 уже жалко времени, а вам?

Я просто не верю, что принцип сложно сформулировать вербально - тому, кто им владеет, просто традиции такой нет (зато в БИ есть традиция окружать знания мистикой). Описание словами принципа движения - и есть тот "кусок кода", который будет работать у всех Wink

To МК: Михаил Константинович, представьте, что бы делали те ребята, которые учились у Вас, а потом разорвали контакты и объявили себя официальными представителями эскрима в Росии, если бы та информация, которой вы с ними поделились была бы в свободном доступе и валялась на каждом углу? Возможно, им пришлось бы придумать что-то более эффективное, чем то, что есть. Это был бы прогресс. А не просто продолжение традиции. Собственно, я хотел сказать об этом - секреты и прогресс, кажется, понятия взаимоисключающие. Кстати, похоже и традиции потихоньку со временем загибаются из-за секретов Sad

To Anglers: по поводу того, что "все в мире уже придумали" - выражаю свое изумление.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Джерри
Гость
СообщениеДобавлено: Ср Янв 25, 2006 2:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всему свое время и место. Часто объясняй-не объясняй, а человек просто не готов к усвоению данного знания - можно описать технику подробнейшим образом и увязнуть в деталях. Когда человек готов, ему достаточно показать и ответить на возникающие вопросы. Многие системы, кажется, вообще не очень предусматривают возможности полноценного вербального описания техники и т.д., зато там существуют методики, позволяющие научить правильно выполнять технику. И конечно, здесь важно общение с инструктором, наблюдение за его манерой движения, образом действий - именно манеру прежде всего и нужно перенимать.
Вернуться к началу
DIKUN

Сообщения: 79
Откуда: Московская область
Регистрация: 15.11.2005
СообщениеДобавлено: Пт Янв 27, 2006 11:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А по моему нет никаких секретных техник. Просто есть техники, которые данному ученику в данный момент уровня его подготовки кажутьсясекретными. Ученику кажеться, что владей он этой техникой в данный момент, то он уже был бы непобедим или имел уровень мастера.
Но в то же время , есть техники, которые данному ученику, в данный момент не желательно показывать и разъяснять, так как ученик еще технически и психически (психологически) не готов к ее использованию и применению. Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Джерри
Гость
СообщениеДобавлено: Пт Янв 27, 2006 11:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Собственно, об этом и речь. "Секретом" данное знание может оказаться для какого-то конкретного человека. Наверное, "секреты" - это не столько хитрые приемы, сколько вся система какого-либо БИ - чтобы те самые приемы реально заработали, нужно изучать их в рамках системы, к которой они принадлежат.
Вернуться к началу
Алексей

Сообщения: 49
Регистрация: 15.11.2005
СообщениеДобавлено: Вс Янв 29, 2006 12:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Джерри писал(а):
Многие системы, кажется, вообще не очень предусматривают возможности полноценного вербального описания техники и т.д., зато там существуют методики, позволяющие научить правильно выполнять технику.

вот-вот. Знаете, почему сейчас никто не может не может делать скрипки, как Аматти, например? Потому что в те времена система обучения не предусматривала возможности полноценного вербального описания техники изготовления скрипок. А еще из этого делали секрет. Спрашивается, зачем делать секркт из того, чему нельзя научиться вербально, для чего нужны годы упорного труда и медитаций? Почему бы не озвучить вербально на площади? Для меня совершенно очевидно, что это была просто боязнь конкуренции. Ни один мастер музыкальных инструментов и в наше время не поделится открыто знаниями. Не потому, что не знает как сказать. Потому что конкуренция.

К вопросу о том, что трудно выразить вербально движение:

Я знаю, например, как извлечь хороший звук из гитары указательным пальцем - нужно иметь ноготь, выступающий на 0.1-0.3 мм, если смотреть со стороны подушечки пальца. Нужно придать ему округлую форму по контуру подушечки, так, чтобы он плавно сходил на нет со стороны большого пальца, затем его нужно отшлифовать самой мелкой ("нулевкой") наждачкой на бруске.

Теперь берем гитару, садимся, ставим ее на бедро так, чтобы деки располагались вертикально. Плечо удобно кладем на корпус гитары, полностью расслабив. Сгибая руку в локте, поднимаем предплечье так, чтобы свободно висящая кисть была на уровне струн. Локоть, предплечье и кисть при этом не касаются гитары. Предплечье напряжено лишь настолько, чтобы кисть находилась на уровне струн. Кисть полностью расслаблена. Пальцы слегка согнуты (естественным образом, без усилий). Если теперь выпрямить кисть и провести плоскость через нее, то она должна быть повернута примерно под 45 градусов к плоскости струн, а пальцы направлены вниз. Выпрямили, посмотрели? Теперь расслабим кисть, округлив и расслабив пальцы. Подвигаем руку так, чтобы пальцы висели над струнами в том месте, где находится край розетки (круглый вырез в деке гитары), который ближе к подстаке (то место, куда прикреплены струны и которое находится на деке). Указательный палец должен находится в нескольких миллиметрах над струной.

Теперь слегка сгибаем или разгибаем руку в локте, поднимая или опуская тем самым кисть, чтобы кончик указательного пальца расположился над той струной, из которой мы хотим извлечь звук.

(все это на 60% описано в самоучителях игры на гитаре, только в картинках). А теперь - секрет, который никто и ни что не мешает мне озвучить, а вам - воспринять, надеюсь.

Чтобы извлечь красивый тон, нужно сделать буквально следующее:
Сгибая палец одновременно во всех суставах, плавно и совершенно без всякого напряжения, коснуться пальцем струны так, чтобы коснуться ее и подушечкой и ногтем. Потом нажать на струну пальцем, сохраняя контакт подушечки и ногтя (это важно) со струной, продавливая струну в сторону деки на пару миллиметров. Почувствуйте натяжение струны и заодно привыкните к минимальному и достаточному усилию, которое необходимо для извлечения звука. Кисть тут уже не может быть полностью расслабленой и находится поэтому в небольшом и контролируемом мышечном тонусе. Струна начнет звучать, если теперь Вы достаточно быстро согнете указательный палец (во всех суставах), продавливая ее еще больше в сторону деки (а не вверх - это тоже важно и страшный секрет), а также немного проскользнув вдоль по струне по направлению подставке. В перед разрывом контакта палец должен соприкасаться со струной и подушечкой и ногтем. Когда контакт со струной разорвется, палец по инерции согнется дальше и упрется серединой подушечки в соседнюю струну (более толстую, если вы правильно держите гитару). Здесь важно "прилипнуть пальцем" к этой соседней струне, чтобы не задеть ногтем звучащую струну и не вызвать ее дребезжание - для этого нужно вовремя, сразу после извлечения звука, расслабить палец, чтобы не было реверсивного движения.

Вот вопрос, понятно ли я объяснил? Для меня это не было трудно, потому, что это я, худо-бедно, умею. Можно объяснить более подробно любую деталь, или менее подробно, можно объяснить любой момент и деталь процесса, если необходимы уточнения. Точно так же можно описать и тонкости музыкального исполнения произведений, это возможно и это делают.

К вопросу о том, что ученик не способен воспринять:

Да, неподготовленные ученики не поймет всех тонкостей. Зато подготовленный поймет Smile. А еще можно постепенно подготовить ученика, на каждом уровне его давая ему соответствующую информацию - кто мешает? А ошибки ученики делают, только если у них недостаточно качественной информации. Это мои наблюдения из преподавания и обучения музыки. Так как я не профессионал в БИ, то и примеры оттуда не привожу, но уверен, что принципиальных отличий тут быть не может. Музыка - такая же "невербальная" вещь, как и БИ.

Ну вот, объяснил еще раз, надеюсь, что теперь меня можно понять.

В общем, если излагать короче:
1. Объяснить вербально движение и его характеристики можно. То есть категории пространства и времени вербализуются. Так же, как и другие. Если что-то не вербализуется, создается жаргон - и вербализуется.
2. Предполагаю, что в БИ обмен таким описаниями проиведет к резкому прогрессу всех участников такого обмена.
3. Хотелось бы выяснить причины, почему этого не происходит например, на форумах в интернете.
4. Мое предположение об этом - интернет появился недавно, а мы тормозим.
5. Еще одно предположение - что я чего-то не понимаю.
6. Вот вопрос, чего?

И еще - подразумевается, очевидно, что вербальный обмен опытом происходит между людьми более-менее понимающими, или людьми, которые хотят что-то понять, а не некими абстрактными учениками, которые "не доросли".
_________________
"Того, что есть у нас, хватило бы на больших, чем мы" - Борис Гребенщиков
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей

Сообщения: 49
Регистрация: 15.11.2005
СообщениеДобавлено: Вс Янв 29, 2006 12:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А еще можно вспомнить в деталях, как происходит обучение учеников на тренировках и какую роль там играет вербальный процесс Very Happy

Если инструктору кажется, что какой-то ученик все понял, не прибегая к вербальному объяснению, то это значит, что этот инструктор просто не видел, как двигался, проговаривая слова, язык во рту этого ученика Smile

Среди музыкантов, кстати, я встречал "талантов", которые точно копировали манеру исполнения учителя, ничего не спрашивая и были не в состоянии объяснить, как они этого достигли. Переучить их было невозможно + они никогда не могли играть лучше учителя.
Это всегда была жалкая копия.
_________________
"Того, что есть у нас, хватило бы на больших, чем мы" - Борис Гребенщиков
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Джерри
Гость
СообщениеДобавлено: Вс Янв 29, 2006 10:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По поводу талантов, точно копирующих манеру учителя - почти согласен.Согласен, что любое знание, двигательный навык, необходимо пропускать через себя. У одного и того же учителя обычно каждый ученик исполняет технику немного иначе, по-своему. Если все делается только так и не иначе - это застой, школа перестает развиваться. А почти согласен - потому, что все-таки хочется увидеть у ученика именно то, чему учил...
Вернуться к началу
Алексей

Сообщения: 49
Регистрация: 15.11.2005
СообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2006 2:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По поводу вербализации невербализуемого и понимании непонятного я сделал еще одну ветку в форуме http://forum.faek.ru/viewtopic.php?t=150, так как это уже другая совсем тема. Надеюсь, это будет интересно - к тому же тут можно вообще не затрагивать ни какие "секретные техники" боевых искусств Smile
_________________
"Того, что есть у нас, хватило бы на больших, чем мы" - Борис Гребенщиков
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> Боевые искусства, рукопашный бой, самооборона Часовой пояс: GMT +3:00
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Ты не можешь начинать темы
Ты не можешь отвечать на сообщения
Ты не можешь редактировать свои сообщения
Ты не можешь удалять свои сообщения
Ты не можешь голосовать в опросах