Форумы о боевых искусствах ФАЭК
На сайт ФАЭКСайт ФАЭК   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   ВходВход 
Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> История и культура
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Ср Авг 29, 2007 11:29 am    Заголовок сообщения: Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании Ответить с цитатой

Цитата:
Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании

На культуру стран Пиренейского полуострова значительное влияние оказало арабо-берберское господство (VIII – XIII вв.). Мавры, как называли арабов и берберов в Европе, принесли свои единоборства, воинские упражнения и игры. К их числу относятся: борьба вольного стиля, фехтование на мечах и саблях, метание ножа, палочное фехтование и т.д.
К середине XIII века в ходе реконкисты большая часть полуострова была освобождена, но многое из наследия мавров осталось – в архитектуре, музыке, ремеслах и в боевых искусствах.
К концу восемнадцатого столетия почти повсюду в Западной Европе со средневековьем было уже покончено. На Иберийском же полуострове, с трех сторон замкнутом морем, оно продолжало жить. Там еще сохранился средневековый рыцарский уклад. Воинская доблесть, отчаянное удальство, беззаветное служение даме сердца, корни которого надо искать в почитании Девы Марии - вот добродетели, остававшиеся идеалом для Испании. Если к ним добавить прославленное мастерство оружейников из Толедо, перенявших у арабов многие секреты этого благородного ремесла, то станет понятным преобладание в Европе с конца XV века до середины XVIII испанской школы фехтования.
Распространение к XV веку огнестрельного оружия, а также пластинчатых доспехов, делавших воинов почти неуязвимыми для рубящих ударов, привело к существенным изменениям основных видов холодного оружия. Наиболее широкое распространение получили те из них, которыми удобнее было наносить уколы, так как обладателя лат легче всего поразить, проникая острием клинка в отверстия в щели между пластинами. Данное обстоятельство заставило оружейников разных стран сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая со второй половины XVI века окончательно вытеснила меч.
Во многих городах Пиренейского полуострова существовали фехтовальные школы, где искусство владения различным холодным оружием преподавали профессиональные учителя. С конца XV века в Испании начали появляться теоретические работы, посвященные искусству обращения с холодным оружием.
Естественно, на технике работы шпагой долгое время сказывались традиции использования меча, поэтому ею не только кололи, но и рубили, а сам бой еще долго вели с применением круглого щита. Щит служил дополнением к шпаге лет сто, если не больше. Однако из-за больших размеров и веса, непригодности для атакующих действий, от щита пришлось отказаться. Раньше всего это произошло в Испании, одной из тех стран Европы, где шпага получила наибольшее распространение. Именно Испания стала родиной рапиры - узкого колющего меча с граненым клинком и чашеобразной гардой. Испанская рапира XV века еще служила для нанесения ударов, но уже с XVI века она употреблялась только для уколов. Отличительной чертой испанской школы фехтования стало использование даги - короткой шпаги для левой руки, пришедшей на смену щиту.



Дага имела массивный эфес и короткий клинок (25-26см). Эфес (или гарда) использовался для отражения, отвода и парирования ударов, а узкое, почти стилетное лезвие позволяло производить сверхмощные короткие тычки на сверхблизкой дистанции. Дагу, имевшую плоский или четырехгранный клинок, носили за поясом подобно кинжалу.
Боевая стойка с дагой и шпагой первоначально была очень похожа на позицию с мечом и щитом (где роль щита играла дага). Дагой ловили тяжелый клинок шпаги противника, в то время как другой рукой наносили ответные уколы и удары, осуществляли повторные и сдвоенные атаки. Простые и круговые удары чередовались в бою с уколами, направленными в различные части тела. При внезапной атаке двойным уколом, либо комбинацией укола и удара, защита оружием являлась чрезвычайно трудным действием, и в этом случае спасало только движение. Вот почему в конце XVI века в технике фехтования прочно утвердились вольты и пассы - особые виды перемещений, введенные испанским мастером Карранцо. Кстати, первый печатный труд по фехтованию шпагой и дагой был издан тоже в Испании, в 1474 году. Его авторами были профессиональные учителя фехтования Педро де Торрес и Пансо де Перпиньян. Благодаря испанской школе в Европе получили распространение дуэльные поединки, а также появилась особая каста «браво» - профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, частных охранников и, разумеется, инструкторов, дававших за деньги свои уроки всем желающим.
В начале XVII века на смену даге пришел намотанный на руку плащ. Плащ, независимо от сословия, носило тогда все мужское население Испании. «Большой плащ» в развернутом виде волочился по земле, поэтому в него «закутывались», укрепляя дополнительно полы на одежде и перебрасывая конец через плечо. «Малый плащ» (капа) свободно свисал на спине между плечами. Шпага во все времена оставалась преимущественно дворянским оружием. Горожане и крестьяне предпочитали нож, кинжал, стилет, одним словом, короткий клинок плоского, трехгранного или четырехгранного сечения. Мужчины носили его за поясом, в сапоге или рукаве, женщины - за корсажем платья либо за подвязкой чулка. Повсеместная склонность простого народа к ножу объяснялась просто: нож гораздо дешевле шпаги, быстрее и легче изготавливается, находит самое широкое применение в быту, наконец, его удобно носить и прятать.
Одним из известных стилей испанского фехтования была «Дестреза» (La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо). В целом, Дестреза учит стилям, формам и видам боя и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему следует делаеть именно так, а не иначе.



Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.



У каждого фехтовальщика свои физические возможности, а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, тем в лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих «магических кругов» приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников других школ, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.
Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и, наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в «свободной», не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего тела - рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.
Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.
С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. "Atajo"). Основой мастерства было "Taco" - чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта.
Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выведение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.
Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, - "снайперов" или контратакующих, затягивающих в свою оборону или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.
В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например «Испанский поцелуй"» - рассечь кончик носа или губу противника).
La Destreza - это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.
В конце XVII – начале XVIII века испанскую школу фехтования сменила французская, возникшая в результате синтеза испанской и итальянской школ.

Издавна испанцы и португальцы славились своим пристрастием к короткому клинку. Именно на Пиренейском полуострове возникла самобытная школа боя на ножах, известная под названием «Наваха».
«Наваха» - огромных размеров складной нож с рукоятью, сужающейся и загнутой к концу. Часто наваха имела сразу два лезвия, выходящих из рукояти в разные стороны. Вот именно бой на навахах и стал для всей Испании своеобразным видом народного фехтования. Испанцы вели бой на ножах, обмотав свободную руку плащом или прикрыв ее войлочной шляпой, концы которой зажимались в кулак. Как пишет в своей книге «Гойя» писатель Леон Фейхтвангер, «мужчины-махо никогда не расставались со своим складным ножом-навахой». «Еще махо любил длинный плащ, прикрывавший грязную рабочую одежду, а случалось и что-нибудь такое, что лучше было не показывать. Любил он и широкополую шляпу, бросавшую тень на лицо, которому ни к чему быть узнанным».
Так что плащ и шляпа были обычными «предметами туалета» испанского простолюдина и, находясь всегда «под рукой», при необходимости становились оружием. Для того чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу).
Движения бойцов были очень быстрыми, небольшая длина клинка делала их почти неуловимыми. Бой чаще всего велся по кругу, причем, если наваха имела сразу два лезвия, за промахом тут же следовал удар вторым клинком, наносимый возвратным движением руки, практически без изменения положения кисти. Для защиты выполняли отбивы и подставки по касательной обмотанной в плащ рукой, а иногда и оружием (примерно так, как это делают в фехтовании длинным клинком), широко использовали уходы и прыжки в стороны и назад. Стойка левым плечом вперед считалась основной, хотя это было весьма условно: в бою стойку меняли неоднократно, в частности, для обмана противника и в процессе активного наступления. Передвижения вперед, назад, влево и вправо осуществлялись как простым, так и двойным шагом. Делая несколько двойных шагов подряд влево или вправо, начинали движение по кругу, в центре которого находился противник. Если он отвечал тем же, то происходило непрерывное кружение друг возле друга. Широко были распространены подскоки вверх и уходы вниз.
Иногда в тот момент, когда это казалось выгодным, скомканный плащ (опустив один из его концов и распустив намотанную на руку ткань) бросали в лицо противнику. Бросок производили тогда, когда противник делал шаг (выпад) вперед, одновременно со своей защитой движением в сторону или парируя его нож своим ножом. Вслед за броском плаща, используя замешательство противника, разрывали дистанцию или наносили удар. Со стороны схватка чаще всего напоминала испанский танец, где танцоры, стоя на месте, делают вдруг резкое движение плечом или разражаются звонкой трелью чечетки. Бойцы медленно кружили один возле другого, вдруг застывали на месте и, внезапно сближаясь, резко наносили удар, то вдруг опять расходились, чтобы продолжить непрерывное кружение. Так продолжалось до тех пор, пока один из них не оказывался убит или тяжело ранен.



Как и в любой другой стране, имеющей различные этнические группы (на севере страны, кроме испанцев, живут баски, на северо-востоке - каталонцы, на северо-западе - галисийцы), в разных областях складывались свои региональные традиции ножевого боя и свои школы. В частности, были известны андалузская, малагская, наваррская, севильская и другие школы. Бойцы из Андалузии, становясь в боевую стойку, пригибались к земле по-кошачьи, в левой руке держали для защиты шапку, нож выставляли вперед. Бойцы из Наварры левую руку держали поднятой, левую ногу выставляли вперед, а нож держали возле правого бедра. В ответ на стремительную атаку противника представитель наваррской школы мгновенно разворачивался на левой ноге, пропуская противника мимо себя, а затем всаживал тому нож в шею и заканчивал дело, с силой поворачивая клинок.
А вот свидетельство очевидца об уличном бое в Севилье: «Боец кружил вокруг своего противника, выставив левую руку, защищенную сложенным в несколько раз плащом, и отведя назад правую, чтобы придать больше силы удару. Он то поднимался на носки, то приседал, становился то великаном, то карликом… Он то резко отступал, то стремительно нападал, прыгал то вправо, то влево, взмахивал своим оружием как дротиком, будто собираясь метнуть его во врага. Однако острие его ножа неизменно наталкивалось на свернутый плащ противника, готового к защите и отвечавшего на эти выпады такими же быстрыми, меткими ударами… Как ни сильны были бойцы, они стали уставать: пот струился по их лицам, грудь вздымалась наподобие кузнечных мехов, а прыжки потеряли прежнюю упругость»…
Бойцы и учителя еще одной из испанских школ считали наиболее важными для поражения пять основных мест: пах, почки, живот, сердце, горло. Последователи этой школы стремились постоянно держать руку с оружием в движении («шевелить нож»), чтобы ни на секунду не дать противнику возможности задержать взгляд на ноже. В боевой стойке они держали обмотанную плащом руку с вытянутыми пальцами ладонью вниз у живота, а лезвие ножа выставляли вперед и водили им из стороны в сторону. При этом предплечье вооруженной руки было напряжено, кисть расслаблена, лезвие занимало горизонтальное положение, большой палец располагался сверху. Перемещения были аналогичны тем, которые использовались в других школах. Одним из характерных приемов считался удар ножом снизу в падении на колени, другим - удар справа сверху вниз, лезвием к себе.
В начале XIX века формируется три основных стиля ножевого боя: Баратеро – технически примитивный, так называемый деревенский стиль, для которого были характерны размашистые мощные движения; Хитано, или стиль андалузских цыган, с массой финтов и обманных движений. И квинтэссенция всех стилей – Севильяно. Севильяно, кроме элементов предыдущих стилей, включает в себя техники, блокировки и передвижения из классического фехтования, включая терминологию.
В 1849 году происходит первая кодификация испанской ножевой техники в книге «Manual del Baratero», в котором описывались основные техники стойки и передвижения а также использование трости, ножниц и других подручных средств.
В Новом Свете, особенно в Мексике, испанское искусство боя на ножах обрело второе дыхание. Традиционная испанская техника соединилась здесь с техникой аборигенов-индейцев, возникло множество оригинальных школ. Как отмечает один авторитетный исследователь, «в самом далеком прошлом, насколько можно себе представить, мексиканец всегда держал нож в руке и виртуозно пользовался им. Фехтование ножами здесь было более популярным, чем травля быков или петушиные бои».
Огромной популярностью пользовался испанский стиль фехтования на юге США в Новом Орлеане. В начале XIX века в городе было более 50 фехтовальных школ. На легендарной Орлеанской Дубовой Алее в неделю проходило более 20 дуэлей. Именно в Новом Орлеане жил легендарный мастер боя на ножах Хосе (Пепе) Ллуйа. Гениальный фехтовальщик, учитель и дуэлянт, выживший в 30 ножевых поединках. Другой не менее одиозной фигурой был Джеймс (Джим) Боуи, изобретатель прославленного ножа пионеров и героев Дикого Запада.
Испанская техника ножевого боя послужила основой для создания таких стилей, как Арнис, Кали, Эскрима на Филиппинах, Новоорлеанский бой ножом Боуи в США, техники спецназа США и Англии, разработанные офицерами спецподразделений Эплгейтом, Фэйрберном, Стийерсом и Бидлсом.

Испанцы и португальцы издавна славились тем, что в их руках палка превращалась в грозное оружие. Наравне с ножом палка являлась тем средством, к которому простолюдины прибегали в первую очередь.
В различных областях полуострова сложились свои методы работы с палкой. Они продолжают существовать до настоящего времени, причем некоторые из них носят характер семейной традиции.
К числу наиболее известных систем моно отнести палочный бой басков. Баски используют «макилу» - деревянную палку средней длины с металлическим наконечником. Техника боя в различных семьях своя, но в целом она состоит из уколов и парирований с различными вариантами хвата одной и двумя руками. На работу «макилой» похожа и сложившаяся среди португальских пастухов техника работы «агильядой». Это короткая палка с железным наконечником, которой пастухи погоняют волов.
Но самыми известными стали методы, сложившиеся на Канарских островах. Именно здесь палочный бой развился до настоящего искусства, различные стили и школы которого объединяют общим термином «Пало Канарио» (канарская палка).



Палки, используемые на Канарских островах, а также в Испании и Португалии, в зависимости от длины разделяются на три основных типа.
Первый – Пало Чико – это короткая палка, сопоставимая с европейской тростью. Держат ее чаще всего одной рукой. Основными приемами являются рубящие и тычковые удары, выполняемые иногда из-за спины или снизу из-под ноги, куда отводят палку, чтобы усилить момент неожиданности. Выполняются различные кистевые движения с вращениями в запястье, благодаря чему развивается высокая скорость движений и ударов в различных плоскостях.
Второй тип – Пало Медио – это средняя палка, длиной от земли до подбородка либо до уровня груди. Техника работы Пало Медио предполагает использование хватов как одной, так и двумя руками. С одинаковым успехом применяются всевозможные рубящие удары с различной амплитудой, тычки, толчки, зацепы концами палки и т.д. Средний тип палки является наиболее распространенным на Канарских островах, отличается обилием стилей и имеет множество поклонников.
Наиболее известным среди них является «Стиль Дениза». Его основоположником был Томас Дениз (1899 – 1983), обучавшийся этому искусству у своего отца и других мастеров школы «Escuela de San Denis». Стиль характеризуется молниеносными комбинациями и высокой точностью ударов в зоны поражения, включая глаза, пах и уши. Последователи данного стиля свободно ведут поединки на любой дистанции. Техника защиты построена на молниеносных перемещениях и уклонах.
Стиль Моралес основали в 1870-е годы братья Хосе и Николас Моралес. Бойцы этого стиля предпочитают вести поединок на ближней дистанции. Круговые удары преобладают над тычковыми. Большое внимание уделяется ударам по рукам, особенно по кистям.
Кроме этих двухстилей работы средней палкой известны еще – «Verga», «Acosta», «Quintero», «Vidal», «Confiero».
Третий тип – это «большая палка» - Пало Граде – любая палка, длина которой превышает человеческий рост. Техника работы с ней предполагает использование широкого хвата двумя руками, а длина шеста позволяет позволяет вести бой на дальней дистанции, упирать один конец в землю и даже прыгать с опорой на шест.


По материалам реферата "Филиппинские боевые искусства. История, теория, практика"
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Сб Мар 29, 2008 12:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ссылка по теме - http://shipovnik.boom.ru/fencing/destreza/index.html
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Пн Dec 01, 2008 4:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Владимир Едигаров "В плаще и с навахой" - Кэмпо 4/95
http://members.tripod.com/~CombatMachine/kemp01_r.htm
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> История и культура Часовой пояс: GMT +3:00
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Ты не можешь начинать темы
Ты не можешь отвечать на сообщения
Ты не можешь редактировать свои сообщения
Ты не можешь удалять свои сообщения
Ты не можешь голосовать в опросах