Форумы о боевых искусствах ФАЭК
На сайт ФАЭКСайт ФАЭК   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   ВходВход 
Организация тренинга - база и спарринг

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> Тренинг
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 20, 2007 3:56 pm    Заголовок сообщения: Организация тренинга - база и спарринг Ответить с цитатой

Цитата:
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА
Последовательность обучения


С чего обычно начинается обучение в школах БИ? Правильно, с подготовки тела. То есть с ОФП, СФП и базовой техники. При этом часто можно услышать, что на Востоке три года отрабатывали стойки, несколько ударов и блоков (в одиночку), подготавливали тело и только после этого приступали к освоению приемов и работе в паре. Вроде бы и сейчас есть школы (по крайней мере, встречаются в Интернете), предполагающие такого рода подход. Авторы хотят быть правильно понятыми – мы никак не отрицаем значения и важности тренинга базы, длительное ее изучение прекрасно выстраивает тело и т.д., но подобные школы презентуют себя в качестве боевых. То есть ученику предлагается ну пусть не три года, но год заниматься физухой и наработкой каких-то движений - то есть, в сущности, непонятно чем. То есть инструктору-то понятно, непонятно ученику. И если ученик, прозанимавшись полгода, уйдет - что он вынесет? Физическую форму, которая быстренько исчезнет при отсутствии тренировок и которую можно набрать не в школе БИ, а в качалке - быстрее, дешевле и проще? Несколько движений, которые он не знает, как и куда приложить? Понятно, что серьезный курс обучения по такой программе свои плоды принесет – выстроенное должным образом тело открывает массу возможностей для освоения боевой техники, но до этого этапа еще нужно дойти. Мышление европейца более прагматично, и далеко не всякий пришедший в школу БИ захочет полгода-год-два заниматься, в сущности, гимнастикой (хотя и, несомненно, нужной). Он же пришел в школу боевых искусств! А добравшись наконец до спаррингов, большинство обучающихся понимают, что отработка техники и спарринг - вещи разные, и умение хорошо выполнять прием еще не означает умения выполнить этот же прием в бою. По моему собственному опыту тренировок и по довольно скромному опыту преподавания, независимо от длительности «подготовительного этапа» при переходе к спаррингам учиться приходится фактически с нуля. Первое ощущение ученика - ничего не понятно, ничего не получается. Уже после, через некоторое время, по мере адаптации к спарринговым упражнениям техника начинает проявляться. До этого времени человек, по сути, плохо представляет себе, что и для чего он делает. Наши ученики, например, отзанимавшись год, некие знания приобрели, но спаррингов мы практически не проводили. Первые попытки спарринговать привели к удручающим результатам (как, впрочем, и следовало ожидать). Зато потом... За два месяца после начала спарринговых упражнений - значительный прогресс в технике. Изученные до того движения очень быстро оформились, приобрели наполненность (даже те техники, правильного исполнения которых я никак не мог добиться). И освоение нового материала пошло гораздо быстрее, хотя времени на собственно отработку стало выделяться заметно меньше. К чему мы ведем? Просто люди поняли, для чего они все это отрабатывают, у них появилась конкретная цель. До того они вроде бы знали, зачем пришли, теперь же появился стимул. К тому же спарринговая подготовка, естественно, снимает страх перед ударами, перед контактом. Но сейчас речь не об этом, а о резком росте технического уровня. К тому же в спарринговых упражнениях быстро формируется собственный тактический и технический арсенал. То есть мы почти с самого начала даем обучающемуся возможность учить технику «под себя» - ведь не факт, что моя техника так уж хорошо подходит моим ученикам. Естественно, основы техники необходимы, чтобы человек хотя бы приблизительно представлял себе, что делать. И естественно, не нужно сразу ставить ученика в свободный спарринг. Начинать лучше с медленных спаррингов, либо спаррингов в ограниченный контакт в защитном снаряжении. И уже опираясь на получаемый учеником опыт, на естественную для него манеру действий, корректировать процесс обучения. К тому же на ошибки здесь не просто указывает инструктор - инструктор скорее помогает понять и конкретизировать их - ошибки здесь прочувствуются. Соответственно, и исправлять их гораздо легче.

Александр Камышов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Onya

Сообщения: 1
Регистрация: 26.05.2008
СообщениеДобавлено: Пн Мая 26, 2008 12:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поделюсь своими мыслями на тему процесса организации тренировок. Многие замечали такое явление: набор группы в секцию либо клуб БИ, народу приходит под 30-40 человек. Но проходит пара месяцев и народу остаётся жалкие крохи. Чем это обусловлено? Большинство идёт заниматься БИ, чтобы научиться драться (обычно насмотревшись китайских боевиков), эти люди скорее всего никогда не занимались БИ. Они-то в основной массе и отсеиваются за исключением меньшинства, которым движут иные мотивы, такие как: набить кому-то морду (сильная обида), фанатичное преданность данному виду БИ, просто нечего делать и т.д. Но почему большинство уходит? На мой взгляд (а я сменил уже 3 секции) у людей пропадает интерес, они перестают получать удовольствие от тренировок. Первые занятия им ещё интересно ходить, т.к. для них всё внове – все эти базовые упражнения, отработка красивых ударов, дух БИ и т.д. Но проходит пара месяцев, и что же они видят? Им показали уже множество приёмов, всякие секретные техники. По идее они должны уже очень эффективно драться. Но когда дело доходит до спаррингов, почему-то остаются только пара-тройка блоков, но множество ударов, на которые тело должно реагировать, но на самом деле упорно отказывается это делать, предпочитая либо полностью закрыться без возможности контратаки, либо резво отпрыгнуть как можно дальше от партнёра (тоже закрывает возможности для контратаки). В результате долженствующий выглядеть красиво поединок превращается в банальную драку, где человек забывает практически всё, чему его учили. Вот тут и случается первое разочарование – зачем я тратил столько времени на тренировке, если так малому научился? Многие отсеиваются на этом этапе и идут искать счастья в другой секции. Но, что самое интересное - большинство тренеров просто не обращают на это внимания, даже ни пытаясь искать причины ухода. «Просто они ленятся заниматься» - думают они. И упорно продолжают пичкать учеников, которые толком не освоили простейшие техники, всё новыми и новыми приёмами. Вот тут то и начинается отсев даже самых старательных. В итоге к концу года остаётся около 10% от начальной группы. Через год всё повторяется.
Но ведь можно организовать тренировки, чтобы получать от них максимум удовольствия! А от чего человек получает удовольствие во время тренировки? Конечно от спарринга. Но спарринг должен проводиться между партнёрами одинакового уровня. Иначе никакого удовольствия не получается. Ведь мало кому понравится, когда его просто избивают. Если же противник гораздо ниже вас по уровню, то такой спарринг может нравиться только человеку озлобленному, с низкой самооценкой. В спарринге человек волен фантазировать, придумывать новые комбинации, удивлять соперника, спарринг равных соперников напоминает игру, а по получаемому взаимному удовольствию даст фору любой компьютерной игре. Остальное время тренировки ученик фактически принадлежит тренеру и выполняет его приказы. Это не слишком интересно и ученик терпит это время только из-за необходимости, не получая никакого удовольствия. Поэтому я считаю, что большую часть тренировки нужно отводить именно спаррингу.
Поясню на примере бокса. На первой тренировке показываем, как правильно двигаться, учим наносить прямой удар в голову ведущей рукой, отрабатываем правильную защиту именно от этого удара. После чего можно проводить спарринги, но с условием пользоваться только одним изученным приёмом. Вначале движения партнёров неуклюжи, удары медленные, блоки ставятся слишком рано, либо запаздывают. Но постепенно оба партнёра начинают чувствовать себя увереннее, появляется азарт, стремление переиграть противника, противники наслаждаются игрой. Если спарринг уже не приносит удовольствия – значит, данный приём освоен. И освоен он в бою, а значит, выполняется рефлекторно. Во тут приходит время дать тот же удар на другую (защитную) руку. Отрабатываем удар защитной рукой, блок от него устраиваем спарринг защитной рукой. Когда спарринг защитной рукой уже начинает надоедать – пора давать спарринг прямыми ударами в голову обеими руками. В результате у партнёров появляется широкий выбор стратегических возможностей (такие как: обманные удары с целью неправильной реакции соперника, удары двойками разными руками, двойки одной рукой, тройки и т.д.). На этом этапе спарринги длятся долго – в обще сумме не менее 2 тренировок. К следующему этапу можно переходить, когда партнёры чувствуют себя уверенно, расковано, удары практически не пропускают (в идеале, вообще не пропускают). Здесь можно столкнуться с такой проблемой: один из партнёров придумал комбинацию, а другой никак не может правильно среагировать не неё. В этом случае необходимо остановить спарринг и поменять правила: теперь они должны драться только этой комбинацией. Когда партнёры чувствуют, что комбинация усвоена и получается рефлекторно как атака, так и защита, можно продолжать прерванный спарринг. После освоения прямых ударов в голову таким же образом медленно наращиваем новые удары. Например, прямой удар ведущей рукой в живот сначала отрабатывается в спарринге, потом добавляем удар ведущей рукой в голову; затем только прямой удар в живот с ударом защитной рукой в голову, и только после этого все три удара. На этом этапе спарринги длятся особенно долго, так как комбинаций становится очень много. Партнёры используют накопленные связки ударов в сочетании с новым ударом в живот. Связок становится умопомрачительно много. Но постепенно и блок от этого удара начинает получаться рефлекторно. В нашем арсенале уже 3 удара и ничто не мешает таким же образом нарастить любое количество ударов как руками так и ногами. Это притом, что ученики получают взаимное удовольствие от тренировок. В данном методе преподавания БИ есть слабая сторона: если ученик пропустил тренировку, ему нельзя приступать к новым приёмам, и он вынужден отставать от основной группы. Так как тренировки пропускаются часто, то в скором времени ученики в группе имеют разный уровень подготовки и тренеру сложно подбирать пары для спаррингов. Поэтому каждый ученик должен заводить тетрадь, где будет отмечать количество посещённых тренировок. Так тренеру будет легче подбирать пары для спарринга. Также немаловажно регулярно проводить соревнования. Они позволяют ученику оценить свой прогресс в изучении БИ. В итоге ученики находят свой собственный неповторимый стиль, перестают бояться ударов, а самое главное – получают море удовольствия от тренировок. А если ученик пропускает тренировку, то всегда может продолжить с того места, на котором остановился. Ну вот вроде и всё. А может кто-нибудь из вас тоже хочет поделиться мыслями?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Вт Авг 26, 2008 4:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
СПАРРИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Александр Камышов

Вряд ли стоит воспринимать упражнения данной группы как некий «облегченный» и более или менее безопасный вариант реального боя. Как и соревновательный бой, даже предельно жесткий, спарринговые упражнения весьма далеки от боя реального. Разумеется, они служат для подготовки к ведению боя, но в спарринговых упражнениях мы как правило отрабатываем какой-то определенный навык, то есть в каждом упражнении присутствует некий аспект реального боя (физический, тактический, технический).

В каждой школе существует свой подход к применению учебных спаррингов. В большинстве клубов (особенно традиционных систем) ученик добирается до спаррингов весьма нескоро, уже будучи достаточно хорошо знакомым с базовой техникой. Подобный подход имеет, как и любой другой, свои плюсы и минусы. Плюс - наличие некоей базы принуждает ученика стремиться работать по школе, минус - для очень многих с этого момента обучение начинается как бы заново. Создается ощущение, что вот учился-учился, и ничего не получается, зачем столько времени тренировался, не понятно. На самом деле все закономерно. Вначале ставили новую двигательную базу, теперь учат применять ее на практике и т.к. она все же не успела стать естественной, в стрессовой ситуации мы вынуждены распылять внимание между правильным выполнением техники и реагированием на действия партнера. Потребуется не так много времени, чтобы почувствовать возможности использования вашей техники. Главное, поначалу не разочароваться и не начинать прыгать вокруг партнера, стараясь во что бы то ни стало его достать и забыв про технику - это уж точно тупиковый путь. Все так и должно быть, постепенно и весьма скоро техника закрепится, и вы перестанете думать о правильности выполняемых движений. Аналогично обстоит дело с разучиванием новых техник - старайтесь их применить, не придавая особого значения возможному снижению своего уровня (больше атак пропускаете, меньше проводите) - это естественно, ведь вы пытаетесь решать узконаправленную задачу: применить определенную конкретную технику.
Обучение может идти и в обратной последовательности: от свободного боя к базовым техникам. В таком случае новичок с первой же тренировки ставится в медленные спарринги, в которых и формируются тактические схемы и соответствующая им техника, естественные именно для данного человека. Данная техника в дальнейшем нарабатывается в виде элементов и приемов. Главное здесь - не спешить, двигаться в таких спаррингах нужно с полным внутренним ощущением реальности техники с единственной поправкой - замедленно. Скорость может составлять от 20 до 50% от реальной, при необходимости и еще медленнее. В медленных спаррингах партнеры – именно партнеры, но никак не соперники, подыгрывать друг другу здесь просто необходимо, ведь вы решаете общие задачи. Если более подготовленный ученик начинает задавливать напарника, польза для обоих сводится к нулю: один уходит в глухую защиту, другой атакует фактически беззащитный и безответный «манекен». Возможно, при серьезной разнице в уровне подготовленности более сильному партнеру стоит усложнить себе задачу, используя более сложные для исполнения техники, либо ограничить себя, используя только определенную группу техник (по ходу работы техники можно менять).

Важное дополнение, касающееся всех упражнений. Удары в спарринге не имитируются, а наносятся! Вся работа идет в контакт (в касание), ограничения касаются только скорости и соответственно силы воздействий.

Попробуем привести несколько форм спарринговых упражнений.
1. Вольный медленный бой. Единственное ограничение - бой именно медленный, разрешены все приемы. Пожалуй, главная цель здесь - отработка тактических схем, приемов и связок.
2. Медленный непрерывный бой. Обучающиеся стараются не прерывать своих движений и вне контакта с партнером. В этом случае движения выполняются по воздуху, здесь желательно стремиться к максимальной плавности, которая (как и непрерывность) лучше всего обеспечивается закругленностью движений. Отрабатывается непрерывность движений, спонтанность, текучесть. Здесь мы как правило защищаемся не от конкретных атак партнера, а создаем своего рода защитный кокон из движений.
3. Спарринги по заданиям. Бойцы стараются применить преимущественно заданную технику, скорость может быть различной. Например: один ученик работает только руками, второй только ногами; один только защищается; один работает с оружием, второй ограничен какими-либо заданными разоружениями; один работает преимущественно на бросках, второй на ударах; один перемещается линейно, второй по круговым траекториям; один старается войти в ближний бой, второй работать ударами на дальней дистанции и т.д.

Основное требование к скорости - она должна быть одинаковой у обоих бойцов, это касается всех упражнений. Избегайте срывов на резкие движения!

4. Бой в режиме «стоп-кадра». На самом деле этот режим можно использовать в самых разных видах спаррингов. В проблемные моменты (запутались; не можете понять, что делать дальше и т.д.) замрите. Замрите в тех же положениях и попробуйте поочередно проработать выход из сложившейся ситуации. Попробуйте разные варианты действий как атаки, так и защиты.
5. Режим «склеенных рук». «Склеенные руки» мы считаем основным упражнением, развивающим массу боевых навыков. Именно боевых - мы не рассматриваем этот метод только в качестве упражнения для развития чувствительности, как это принято в ряде школ. Мы используем и формализованные упражнения (как правило, выполняемые одной рукой), но акцент делаем на свободную работу в «склеенных руках» - вначале медленную, затем скорость возрастает до близкой к боевой. Основная цель - не разрывая контакта рук (начинаем с контакта запястьями) обозначить атаку (коснуться!) какой-либо части тела партнера, кроме рук. Защищаться следует также не разрывая контакта, плавно и не ускоряясь. При работе двумя руками подключаются разнообразные перекрытия рук партнера, отвод одной рукой с одновременной атакой другой и т.д. Исключите захваты! В данной технике они помешают! Мы используем их, но очень кратковременные и на более продвинутом уровне. Освоившись, переходите к работе с закрытыми глазами. Постарайтесь разнообразить технику, не ограничивайте ваш арсенал несколькими движениями. Очень постепенно работа (изначально мягкая) может ужесточаться, превращаясь в обусловленный спарринг.
6. «Маневрирование». Вначале мы просто перемещаемся по площадке в паре, стараясь зайти партнеру сбоку или сзади. Скорость должна быть равной. Делайте упор на перемещения вдоль фронта, попробуйте использовать скрестные шаги. Перемещаетесь не только вперед-назад и вправо-влево (это основное направление), но и по диагоналям. Учитесь неожиданно менять направление перемещения, если по инерции вас разворачивает - не сопротивляйтесь этому, проворачивайтесь, одновременно разрывая или сокращая дистанцию. Когда оба бойца движутся в такой манере и с равной скоростью вам, вполне вероятно, и не удастся зайти за спину партнеру - так и должно быть. Цель упражнения - отработать перемещения. После партнеры поочередно будут двигаться один в линейной манере, второй в круговой для отработки реальных заходов сбоку и сзади. Во время упражнения расслабьте верхнюю часть тела, активно работают ноги, поясница и таз, движения же рук задаются инерцией. Преобразуйте их в удары и защиты по максимально разнообразным траекториям. Начните с почти бесконтактного спарринга, не препятствуйте движению друг друга. При каждом шаге происходит перенос веса с ноги на ногу, пробуйте наносить удары разгруженной ногой. Мы активно используем веерные удары (типа микадзуки и ура-микадзуки) и круговые (типа маваси) удары с проносом, выводящим исполнителя на поворот (либо разворот). В технике рук эффективны рубящие удары, также как и широкие размашистые движения типа «крыла» (как для атак, так и для защит). Цель -
наработка навыков маневрирования и использования инерции движения, управление ударами рук за счет шагов и поворотов.
7. Медленный силовой спарринг, скорость небольшая, но удары выполняются как максимально мощные толчки сквозь партнера. Защиты выполняются либо мягким отводом, либо столь же мощным блоком. Вкладывайте чувства в то, что делаете, работайте с душой, неформально. Движения должны быть наполнены мощью, все удары с проносом «сквозь» партнера. По мере тренированности скорость может возрастать. Цель - тренировка технической мощи, нанесение ударов в контакт.

Все приемы проводите до конца - до «добивания» или фиксации. Опасные приемы проводите медленно, страхуя несопротивляющегося партнера. Завершая болевой, в конечной фазе напрягите включенные в движение мышцы - эти мышечные импульсы зафиксируются организмом, постепенно становясь привычными.

Мы привели лишь небольшую часть спарринговых упражнений. Существуют разные точки зрения относительно их использования и эффективности, однако совсем без спаррингов обойтись невозможно, да и не нужно. Даже не ставя целью подготовку бойца, спарринговые упражнения способны разнообразить тренировки и сделать их более интересными - польза их для постановки техники и тактики также несомненна. Пробуйте, и понимание придет.

_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> Тренинг Часовой пояс: GMT +3:00
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Ты не можешь начинать темы
Ты не можешь отвечать на сообщения
Ты не можешь редактировать свои сообщения
Ты не можешь удалять свои сообщения
Ты не можешь голосовать в опросах

Энциклопедия о боевых искусствах и спортивных единоборствах