Форумы о боевых искусствах ФАЭК
На сайт ФАЭКСайт ФАЭК   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   ВходВход 
История мест, где проходили наши семинары

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> История и культура
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 25, 2008 2:03 pm    Заголовок сообщения: История мест, где проходили наши семинары Ответить с цитатой

Летние лагеря школы "Байлун", а потом и МФБА всегда проходят в местах, интересных с исторической точки зрения.
Исследованиями по истории занимается наш друг и коллега Василий Евгеньевич Коршун, председатель Историко-философского объединения "КВЕСТ", член Союза краеведов России, член Российского Философского общества РАН.
Приведенные ниже материалы взяты с сайта http://kvest-kite.narod.ru/
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/


Последний раз редактировалось: Михаил Иванов (Пн Фев 25, 2008 2:38 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 25, 2008 2:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Радонеж 1992

Голыгино - Воздвиженское - Радонеж


В данной статье речь пойдет о походе Голыгино - Воздвиженское - Радонеж... Деревня Голыгино известна с первой четверти XV в., когда она находилась на Иваньковском овраге. В смутное время запустела и возродилась на Токмаковой пустоши на правом берегу реки Вори. В конце XVIII в. слилось с деревней Дятлово и перешло в частное владение. При деревне числилась усадьба наследников штаб-ротмистра Е.А. Грузинова. Наибольшую известность, на мой взгляд, деревня получила после выхода в свет повести А. Рыбакова "Бронзовая птица" (есть одноименный фильм), в которой автор пересказывает местную легенду в главе "Голыгинская гать". Надо отметить, что эта история описывалась и ранее (М. Макаров, 1838; И.К. Кондратьев, 1893 и т.д.). А связана она с находящимся в версте от Голыгина селом Воздвиженским, в котором находился путевой государев дворец. Дело было в следующем. В 1682 году вспыхнул стрелецкий бунт. Правительницей стала царевна Софья, которой удалось уговорить стрельцов успокоиться, пообещав им целый ряд льгот. Тем не менее положение продолжало оставаться напряженным. Во главе стрелецкого войска стоял князь И.А. Хованский. Получив, предупреждение о готовящемся заговоре, Софья с малолетними царями Иваном и Петром, царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной и сестрами уезжает из Москвы в Коломенское, затем в звенигородский Саввино-Сторожевскнй монастырь, а в середине сентября перебирается в Воздвиженское, где останавливается в путевом дворце. 17 сентября, в день именин правительницы, московские бояре выехали в Воздвиженское, чтобы поздравить царевну. Был приглашен и князь Иван Хованский с сыном Андреем. Навстречу из Воздвиженского был отправлен князь Лыков, захвативший врас-плох Ивана Хованского в селе Пушкино, а сына Андрея в "деревне против Братовщины". Схваченные по подозрению в измене Хованские были доставлены в Воздвиженское ко дворцу, где князьям отсекли головы на площади у Большой Московской дороги. Тела их не велено было предавать погребению - их просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино. По легенде, казненные Хованские осенними ночами поднимаются из болота, выходят на дорогу и умоляют путников о христианском погребении, снимая шапки вместе с головами и прося засвидетельствовать в Москву, что казнены безвинно. Память об этих событиях до сих пор сохранилась не только в придании, но и в местной топонимике - урочища Виселицы (там проходила тренировка), У стрелецких могил… История про клад, описываемая Рыбаковым получила неожиданное подтверждение. В 1985 году, как писал "Огонек", "в селе Воздвиженское при строительстве садово-дачного кооператива из земли были извлечены два окованных железом сундука, в которых находилось около двух тысяч золотых и серебряных монет XVIII века. В этом месте ещё до войны было найдено несколько таких же монет. Тогда специалисты предположили, что эти монеты часть клада владельца села. Клад попытались найти, но безуспешно, после чего решили, что это очередной миф. Тем не менее, легенда о кладе продолжала бытовать среди местных жителей, будоража воображение местных ребятишек. Один из найденных сундуков оказался дырявым. Видимо, через эту дырку и вывалились найденные ранее монеты". Дальнейшая судьба клада неизвестна. Надо отметить, что если клад и был, то история его находки, скорее всего, сильно приукрашена. Скорее всего он представлял из себя несколько сот золотых конца XIX - начала ХХ вв. (до конца XVIII в. Воздвиженское было Государево дворцовое село), которые сдали государству (музеи такая банальщина не интересует) или просто растащили.
Вообще село Воздвиженское, стоящее на пути между Москвой и Троицей, по письменным источникам известно с XV в., но по местным преданиям здесь стоял лагерем Дмитрий Донской. По пути к старцу Сергию перед походом на Куликово поле он якобы собирал здесь отряды. На месте, где стоял шатер князя, была поставлена деревянная церковь Крестовоздвижения, которая, многократно перестраиваясь, простояла до 1847 г., когда в связи с постройкой одноименного кирпичного храма была перевезена на погост, в начале 1860-х обращена в часовню, а в 1869 г. вовсе упразднена из-за ветхости. На кладбище же среди старых надгробий раньше встречались имена воинов 1812 г. Теперь все старые надгробия утрачены. В 1556 г. Иван Грозный распорядился построить в Воздвиженском путевой дворец с церковью Николая Чудотворца, который впоследствии неоднократно горел, разрушался и восстанавливался. Последний раз - в 1730 г. При дворце была кухня - деревянная; церковь Воздвиженья деревянная, четыре житницы, скотный двор. Дворец был местом отдыха императриц XVIII в., возобновивших пышные шествия в монастыри. Екатерина II последней из царствующих особ остановилась в Воздвиженском. После нее дворец был заброшен и разобран за ненадобностью. В конце XVIII в. село переходит в частное владение и при нем устраивается усадьба. В середине XIХ в. село принадлежит А.И. Мухановой, которая строит здесь кирпичную церковь сохранившуюся до сих пор. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Строительство велось под наблюдением Д.Ф.Борисова по проекту 1834 г. Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма "под звоном". Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан - ложными, выполненными в дереве сводами. Благодаря хорам интерьер церкви полу-чил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. В начале ХХ в. при селе числились имения В.П. Аигина, А.И. Истомина и А.М. Никифорова. Далее дорога шла в Радонеж. Село является древнейшим поселением рай-она. Люди жили здесь до прихода славян. Скорее всего, это было финно-угорское племя меря с его культом медведя, бронзовую фигурку которого археологи нашли тут при раскопках. Впоследствии меря, по всей очевидности, смешались с пришельцами, которые принесли на заснеженный север высокую земледельческую культуру. Поселение было основано в ходе заселения славянами Волго-Окского междуречья и существует около 900 лет. На плоской вершине холма, возвышающегося к северу от села, вероятно, было языческое капище с каменными изваяниями, посвященное Дажьбогу, славянскому божеству солнечного белого света. На юго-восток - поле "Могилицы" - селище ХШ- XIV веков; лощиной оно отделено от урочища Белые боги, в котором по легенде находился мегалитический полушар радиусом 3 м. Первые письменные упоминания о Радонеже встречаются в духовных грамотах великого московского князя Ивана Калиты 1336 и 1339 годов. Согласно этим завещаниям князя его жена Ульяна после смерти мужа в 1340 году стала пожизненной владелицей ряда северных и восточных волостей и сел. В ее удел вошла, в частности, волость Радонежская с селом Радонежским. Волость находилась на северо-востоке Московского княжества и занимала территорию, ограниченную реками Ворей, Торгошей и Белей. В селе, представлявшем собой большую укрепленную усадьбу с возведенным рядом с ней храмом Рождества Христова, еще со времен Ивана Калиты проживал назначаемый на оприделенный срок наместник. Одной из его обязанностей было привлечение в волость людей из других земель путем дарования разных "льгот и ослаб". Вероятно, из-за этих льгот в начале 1330-х годов в Радонежскую "весь" переселилось несколько семей из Ростовского княжества. В числе переселенцев была семья обедневшего боярина Кирилла. Возможно, именно он вместе с женой основал выше по течению Пажи на Хотькове монастырь в честь праздника Покрова богородицы. В 1345 году их сыновья Стефан и Варфоломей, постригшийся в монахи под именем Сергия, поселились на холме Маковец. Холм располагался в чаще леса, на берегу речки Консеры (Кончуры) в пятнадцати верстах от Радонежа. Здесь вот Сергий и поставил скромную сосно-вую келью, тем самым был основан ставший впоследствии всемирно знаменитым Троице-Сергиев монастырь. В 70-е годы XIV века Радонежем стал владеть князь Владимир Андреевич Серпуховский, двоюродный брат великого Московского князя Дмитрия Ивановича. На рубеже XIV-XV веков Радонеж впервые был упомянут, как городок. В состав городка Радонежа входили крепость в излучине Пажи, посад, а также у пашни сенные покосы и всякие угодья. Крепость поставлена была на гра-нице Московского княжества и контролировала древнюю Переславскую дорогу. С проезжавших купцов взимали мыт за провоз товаров в другие княжества и тамгу с тех, кто торговал в самом городке. По ней не раз проезжали сам Сергий, Димитрий Донской, Владимир Храбрый. По ней же шло к Мос-кве ополчение Минина и Пожарского. Значительные участки дороги в лесах под Радонежем сохранились до сих пор. От крепости до наших дней сохранилась часть земляных валов на высоком мысу левого берега Пажи, еще недавно замыкавшихся в треугольник, это остатки стен городища, скорее всего, они были сложены из городен - срубов, заполненных землей. Перед стеной выстраивался обычно частокол из заостренных бревен, у подножия склона был ров, в дно его вбивали заостренные колья - частик; поверху стены на верхних ярусах устраивалась галерея для стрелков. С 1410 по 1426 год Радонеж являлся столицей небольшого удельного княжества, состоявшего из трех подмосковных волостей и ряда других земель. Крупными событиями в жизни княжества были отмечены 20-е годы XV века. В 1422 году произошло "обретение честных мощей игумена Сергия, радонежского чудотворца". Канонизация Сергия вероятно, была проведена по инициативе тогдашнего игумена Троицкого монастыря Никона и князя Андрея Радонежского. В "память и похваление" этому второму святому московской земли в монастыре возвели белокаменный Троицкий собор, главным украшением которого служила икона "Троица" Андрея Рублева. В 1425-1426 годах от морового поветрия умерли все сыновья Владимира Андреевича. Их земли, в том числе Радонежское княжество, перешли во владение князя Василия Ярославовича, внука Владимира Андреевича. Из столицы Радонеж превратился в рядовой городок Серпуховского княжества. На северо-востоке от села обзорную панораму заключает летописная "гора под Радонежем", где стоял великокняжеский дозор Василия II, внука Димитрия Донского, когда он приехал на богомолье в Троицкий монастырь. В 1446 году здесь произошли самые драматические события войны 1425-1453 годов князей рода Ивана Калиты. Благодаря хитрости князя Ивана Можайского, посланные им воины въехали в гору под рогожами на санях, замаскированных под купеческий обоз, и беспрепятственно обезоружили стражу великого кня-зя, стоявшую дозором на радонежской горе. Застигнутый врасплох Василий пытался укрыться в Троицком соборе у гроба Сергия, но его все же схватили, увезли в Москву, ослепили, и в историю он вошел как Василий Темный. В начале XVI века по указу Ивана III был образован Радонежский уезд. Он состоял из волостей Радонеж, Бели, Воря и Корзенев, протянувшихся широкой полосой вдоль среднего течения Вори и ее притоков. В 20-е годы XVI века в Радонеже был уст-роен ям, воздвигнута церковь Афанасия и Кирилла Алесандрийских. В 1610 г. войска Лжедмитрия II сожгли город. Радонеж и ям-ская станция были полностью разорены. Зимой 1616 года город стал монастырской вотчиной и туда была передана из соседнего дворцового села Воздвиженского башня - "повалуша", перестроенная в Преображенскую церковь. Это был храм шатрового типа с колокольницей и приделами Михаила Малеина и Сергия Радонежского. Возле недейстующей церкви Афанасия и Кирилла устроили сельское кладбище. В течение 1617-1620-х годов троицкие власти заселили по-жалованную вотчину крестьянами из других сел и деревень, давая им льготы. Благодаря этим мерам Радонеж возродился под названием село Городок Радонежский, которое в XIX веке приняло сокращенную форму - село Городок. В сентябре 1682 года, на Городке погребли казненных за околицей села Воздвиженского князя И. А. Хованского и его сына. Предполагаемое место их погребения - Подафанасов луг, расположенный к югу от села, где в XVI-XVII веках стояла церковь "Афанасия Великого, что на погосте". Судя по найденным на нем белокаменным надгробным плитам, кладбище на нем существовало уже в XV веке. Западной границей земель городка служила Воря на участке от поселка Заречный до Фоминского оврага. Фоминский овраг служил восточной границей земель городка. Южная граница проходила по Олешковскому, Могилицкому и Большому оврагам, затем огибала погост, расположенный между посадом и большим оврагом и спускалась вниз по Паже до прудовой плотины и от нее оврагом поднималась на водораздел, пересекала его и спускалась к Воре. Общая площадь земель городка равнялась примерно 8 кв. километрам.
В 1757 г. церковь престраивается, а в 1834- 1840 гг. на средства прихожан и пожертвования в селе была выстроена каменная Преображенская церковь, один из лучших памятников стиля ампир в Подмосковье. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Стены апсиды и трапезной обработаны квадровым рустом, колокольни - сдвоенными пилястрами. Карнизы деревянные. Интерьеры украшают деревянные рез-ные иконостасы: главный пятиярусный в формах эклектики, 1890 гг., и двухъярусный придельный с чертами псевдорусского стиля, 1862 г. Стены и своды покрывает масляная живопись, исполненная в храме в 1870 г., в трапезной И. М. Малышевым в 1863 г.; поновлена и прописана в 1960-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней, 1855 г. В начале XX века радонежское городище стало использоваться в качестве кладбища. С севера к селу подступает еще один овраг с чистым, холодным родником. Рядом с ним раньше стояла часовня, разрушенная в 1934 - 36 гг. Исконное название селу возвращено в ноябре 1989 г.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 25, 2008 2:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Рахманово 1992

Рахманово - Софрино


Село Рахманово известно с XIV в. как Нефедьевское, что принадлежало "Александру Никитину сыну Рахманову". В те времена стояла в селе деревянная церковь Дмитрия Солунского, поставленная по преданию самим Дмитрием Донским в честь своего небесного покровителя. Но что послужило поводом для возведения храма, пока неизвестно. По легенде, на этом месте был бивак войска князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой лавре. Ночью он молился своему небесному покровителю Димитрию Солунскому и тот явился князю во сне, обещая победу над татарами, что позже также подтвердил Сергий Радонежский. Но на мой взгляд - это была не дошедшая до нас по анналам битва русских с монголотатарами, произошедшая поблизости, ведь наконечники стрел, остатки кольчуг до сих пор находят на местных полях. По рассказам старожилов время от времени здесь появляются призраки павших воинов. Как и много веков назад они все несутся друг на встречу другу, сшибаясь в смертельном поединке, все так же горят яростным огнем их глаза, скрежещут доспехи и ржут кони. Но через несколько мгновений все исчезает, будто кто гасит фильм по голографическому проектору. В XV в. его покупает Никон Радонежский для Троицкой обители. Дальнейшая судьба церкви неизвестна, но в XVI в. Рахманцево - сельцо. В 1608 г. "между селом Здвиженским и Рахманцовым на Пустом" вновь произошло сражение. За Сапегой, двигающимся с пятнадцатитысячным войском к Троицко-Сергиевской лавре, было послано войско под управлением И.И. Шуйского в Большом полку, Г.П. Ромадановского в Передовом полку и Ф.И. Головина в Сторожевом полку. В бою русские полки отразили два нападения и взяли неприятельские пушки. Казалось, они победили. Но Сапега, как повествуют польские летописи тех времен, несмотря на ранение пулей в лицо, не выпускал меча из рук. Он собрал две роты оставшихся у него людей и, сказав своим: "Отечество далеко. Спасение и честь впереди, а за спиною стыд и гибель!", третьим отчаянным ударом смешал Москвитян. Первым обратился в бегство полк Головина, который, отступая, смял порядки полка Шуйского, а Сапега гнал их пятнадцать верст и взял 20 знамен и много пленных.
Только Ромадановский с полком, несмотря на гибель сына, продолжал мужественно биться с врагом, покрыв себя неувядаемой славой. Однако и он, ввиду неравенства сил, в конце концов, отступил. Эта битва была предтечей героической обороны Троице-Сергиевского монастыря, продолжавшейся с 22 сентября 1608 г. до 12 января 1610 г. При Алексее Михайловиче в честь вышеупомянутых событий в Рахманове на старом церковном месте строится деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца, затем - Вознесенская. В 1802 г. на месте деревянной была возведена краснокирпичная в стиле провинциального классицизма Вознесенская церковь с приделами Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца в память о предыдущих престолах. Пройдя версту от Рахманово, мы попали в Софрино. Впревые государево дворцовое село упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного 1572 г. как Брюхово село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина. Так как "сурожский гость" (купец из г. Судак) Иван Сафарин, по имени которого село было переименновано из Супонева, упоминается в 1482 г., а владевший до него С.Б. Брюхо, который был велико­княжеским наместником в Новгороде, 1475 г. можно сделать вывод, что село возникло ранее указанных выше дат.Тогда при нем существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо, во время Польско-Литовского нашествия. Затем Сафарино остается государевым, числится присельем села Семеновского, а с 1646 по 1664 год отдается в вотчину дьяку Д.К. Дерябину. В 1668 г. здесь строится новая деревянная трехшатровая церковь Успения с колокольницей. В это время село и церковь находились на левом берегу берегу запруженной здесь реки Талицы. С 1684 г. село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова, дочь которого вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. На правом берегу строится дом вотчинников и несколько дворов прислуги у маленького пруда. Но в связи с обществен-ным положением владельцев Сафарина и частыми посещениями его высокопоставленными гостями усадьба Салтыкова быстро развивается: был построен каменный дворец в два яруса, церковь, разбит парк. Дворец был поставлен на высоком берегу Талицы восточнее дома. Первоначально крыша, судя по разным деталям здания, возможно, была железная, хотя на литографии середины XIX в. она изображена деревянной. Дворец соединялся переходом непосредственно с домовой каменной церковью во имя Смоленской Богоматери Одигитрии, построенной в 1691 - 94 гг. в распространенном тогда "нарышкинском" стиле. Кирпичная, богато украшенная резным белокаменным декором ярусная церковь "под звоном", с трехчастной апсидой и притвором представляет яркий образец стиля московского барокко. Поставленная на высоком подклете, она первоначально была окружена открытым гульбищем на аркадах. В притворе устроена внутристенная лестница, ведущая на хоры и на ярус "звона". Стройность пропорций и высокие декоративные качества позволяют отне-сти памятник к числу выдающихся произведений зодчества конца XVII в. В цоколе среднего алтарного полукружия был устроен вход в усыпальницу, так называемое подцерковье. За храмом шли прямые аллеи липового парка. От Ярославского тракта через деревню Григорково, также принадлежавшую Салтыкову, к усадьбе вела длинная подъездная липовая аллея, фрагментарно еще сохранившуюся.
В 1730 г. село как приданое перешло дьяку И.Ф. Ромодановскому, женившемуся на А.Ф. Салтыковой, затем вице-канцлеру и кабинет-министру М.Г. Головкину с приданным за Е.И. Ромодановской. В 1740 г. на месте обветшавшей церкви Успения строится деревянная церковь Одигитрии с колокольницей, которая простояла до 1878 г. С 1742 г. Сафарино было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. К ее приезду в этом году в Сафарине архитектором М. Земцевым в не-которых постройках были исправлены обветшалые части. Внутри здания было несколько обширных "палат", не считая помещений меньшего размера, вроде спален и т. п. На восток была расположена зала в два света, с венецианским художественной работы камином, зарисовка которого сохранилась до нашего времени. Очевидно, при Ягужинских камин был украшен лепным гербом этой фамилии. Камины имелись и в других помещениях, а в сенях для красоты была поставлена "печь муравленая круглая". В XVIII в., в период расцвета Сафарина, его дворец был богато меблирован. В комнатах стояли круглые столы и коридоны (столики) китайской работы, кресла и стулья, крытые бархатом и кожей, стол с аспидной доской, на стенах висели портреты в круглых золоченых рамах, по углам иконы в ризах, усыпанных драгоценными самоцветами; карнизы были украшены лепкой, потолки расписаны, оконные ставни обиты красным сукном. Со двора в палаты вело каменное крыльцо с деревянными перилами под крытым навесом. Ко дворцу примыкал большой сад с плодовыми деревьями, цветником, парниками, прудом. В 1759 г. село было возвращено Е.И. Головкиной, а после ее смерти перешло ее племяннице В.Н. Ягужинской. Помещица добровольно в 1833 г. освободила сво-их крестьян, наделив их землею, и после этого усадьба быстро пришла в упадок. Старинный дворец, упоминавшийся в то время как прекрасный представитель русской старины, без ремонта ветшал и вскоре был разобран, сад - запущен и вырублен. На месте примыкавших к церкви каменных боярских палат XVII в. в 1862 - 66 г г. были выстроены колокольня и трапезная. В 1902-1904 гг. Археологическое общество одобрило проект архитектора Г.И. Попова о пристройке к церкви с юго-запада придела и церковно-приходской школы под ним. В 1912 г. южный Никольский придел был построен. Во время реставрации 1972 г. в церкви была найдена спрятанная после революции церковная казна, которая собиралась около двухсот лет. В ней были медные и серебряные монеты различных номиналов с 1731 по 1916 г. Помнится, что бы поближе рассмотреть церковь, пришлось перелезать через ограду (церковь лет десять находилась в перманентной реставрации). Прибежала охрана и впала в шок, когда на вопрос "Что вы здесь делаете?" получила ответ "Рассматриваем памятник архитектуры".





_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Вт Фев 26, 2008 1:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
ИСТОМИНО

Семинар 2001 г. проходил в поселке близ села Телебукина под Касимовым. У входа в школу, где проходили занятия, был небольшой пруд. От пруда начинался довольно обширный, но сильно запущенный парк. Неподалеку находилось полуразрушенное старинное здание. Об истории этих мест мы спросили наставника местой школы Вин-Чун Владимира Сафонова. "Это усадьба Истомино Олениных",- ответил он.
Усадьба, известная с начала XIX века, когда она принадлежала Варваре Михайловне Якушкиной, находилась близ села Телебукино. В самом селе в тени белых берёзок старого кладбища при церкви тогда покоились вечным сном Якушкины и князья Максутовы.



Гробницы, сложенные из простого белого камня, повторяли форму деревянных надгробий в наших северных районах - так называемые "голубцы" - лишенные всяких украшений, полуразрушенные временем, поросшие травой и даже молодыми деревцами, ряды этих забытых гробниц - настоящая улица мертвых - представляли картину, полную своеобразной поэзии грусти. Здесь покоился князь Николай Васильевич Максутов, строитель дома, остатки которого мы наблюдали в Истомино; его жена, княгиня Елизавета Андреевна, рожденная Якушкина, которая и принесла усадьбу мужу, как свое приданое. Князь Максутов любил деревенскую жизнь и усердно обстраивал усадьбу. Рядом с домом он соорудил китайскую башню. Главным атрибутом китайского стиля считалась вогнутая крыша. Сооружение столь необычайного покрытия немало смущало местных зодчих и князь, чтобы иметь полную уверенность, что китайская крыша не свалится ему на голову, объявил крестьянам, что даст вольную тем, кто найдет искривленные от природы древесные стволы соответственной кривизны и толщины, чтобы на них можно было поставить крышу. Четыре счастливца, которые встретили в лесу достаточно кривые стволы, получили вольную, а китайская крыша осталась очень прочно лежать на этих оригинальных стропилах. Максутов не оставался чужд и модным в то время увлечениям готикой, которую, впрочем, тогда понимали столь же своеобразно, как и китайский стиль. В ложноготическом стиле в парке была устроена садовая беседка, которая потом превратилась в крошечный „готический" домик. Получивший усадьбу в наследство Сергей Максутов в ней не жил, а бывал здесь наездами, обычно с компанией офицеров стоявшего тогда в Касимове N-ского полка. Память об его экстравагантных затеях и кутежах долго жила в Истомине. Страстный охотник, он приказывал пускать в дом живых зайцев и верхом
на лошади с целой свитой всадников гонялся за ними по комнатам. В конце концов, князь подарил имение своей жене, которая в 1863 г. продала усадьбу Варваре Александровне Олениной. Новым владельцам очень понравились эти места. Красные скалы высокого берега Оки, фантастически изрытые ливнями и половодьем, с глубо-кими лабиринтами ущелий, провалов, пещер, с темными лесами, которые вплотную подступали к широкому речному пути - в давние времена были царством удалых разбойников, неуловимых отечественных Фра-Диаволо, жуткая память которых еще не умерла в мecтных сказаниях. Подвиги легендарного Кудеяра дали новому владельцу Истомина, композитору Александру Алексеевичу Оленину, канву для его цикла русских песенных композиций. А по имени знаменитого разбойника Истомы была названа и сама усадьба - в старину "Урочище Истомино". Оленины энергично взялись за реставрацию обветшавшего дома. Прекрасная каменная терасса на арках и две широкие полукруглые лестницы образовывали спуск в парк, прямо на откосе горы, где внизу, у подножия, широко разливается Ока.



Из Москвы был приглашен художник-скульптор Севрюгин для отделки дома. Он заменил традиционные колоны фасада карриатидами собственной скульптуры, а над окнами он разместил раковины и пучки трав. Со стороны двора Севрюгин придълал открытую террасу на конических колоннах. В таком виде дом изображен на хранившейся в начале ХХ в. в Истомине акварели художника дилетанта Гаккеля, одного из многочисленной компании художников, всегда гостивших в Истомине. Картина датирована 1873 г. Влево от дома видна китайская башня, а перед террасой - цветники и расчищена широкая площадка, в центре которой поднимается статуя Венеры, которая во время одного урагана была сорвана с пьедестала и разбилась вдребезги. Вплоть до 80-х годов Истомино переживает период подъема. Оленин - общественный деятель, люби-тель искусства, и хлебосол, принимает в своей усадьбе многочисленных друзей из художественного мира, подолгу здесь живших и работавших. Для них было устроено ателье в верхней комнате китайской башни. После смерти А. П. Оленина Истомино опять на долгое время осталось необитаемо. Карриатиды от времени разрушились, была разобрана крыша террасы. Лишь в конце XIX в. с возвращением из-за границы А. А. Оленина с семейством старый дом мало-по-малу приходит в себя после долгой одинокой дремоты.



В духе популярного тогда символизма в усадьбе собирается и восстанавливается все, что отражало связь с историческими корнями семьи, местности. Реликвии прошлого бережно собираются в доме, превращая его в на-стоящий музей. Вот как описывает его журнал тех лет "Столица и усадьба": "Дверь съ терасы ведетъ въ большую гостиную,где еще не такъ давно виднелась фресковая роспись на стенахъ. О ней напоминаютъ лишь тёмно-синия о6рамления, которыя широкой каймой охватываютъ белыя заштукатуренные поля стенъ. Скругленные углы гостиной были когда-то украшены белоизразцовыми печами, единственный пережитокъ которыхъ - изящная изразцовая ваза, хранится теперь на камине въ большой комнате мезонина. Интересная параллель - ваза эта почти тожественна вазамъ на великолепныхъ 6елоизразцовыхъ печахъ въ гостиной знаменитаго Надеждинскаго дворца князей Куракиныхъ въ Саратовской губернии. Стены гостиной - целая выставка старинныхъ картинъ, портретовъ, рисунковъ. Довольно большая по размърамъ картина неизвъстнаго художника представляетъ гостиную губернаторскаго дома въ Твери, во время губернаторства тамъ Бакунина. На этой картинъ можно узнать некоторые предметы, сейчасъ находящееся въ Истомине. Изъ глубины стеклянныхъ горокъ выглядываютъ фарфоръ, фаянсъ, хрусталь, служившие не одному поколению. Наверху - уютные и милые старинные самоварчики составляютъ прелестную группу съ фарфоромъ русскихъ и заграничныхъ фабрикъ: слева - овальное плато (Венской фабрикации) хранить сплетенный изъ мелкихъ цвъточковъ шифръ С. В.- Catherine Bakonine - oнo принадлежало къ туалетному прибору художни-цы Екатерины Павловны Бакуниной, по мужу Полторацкой, многия акварели ко-торой хранятся въ Истомине. Дальше стоитъ вся затянутая синимъ орнаментомъ чашка безъ марки завода. За ней-вензелевая чашка съ ини-циалами Р. Q. - марка Vieux Berlin. Чашка эта опоясана очень рельефно вылепленной лентой; концы ленты за-вязаны въ бантъ и образовали ручку. Въ семье Олениныхъ не сохранилось памяти, кому именно принадлежала эта чашка; известно только, что она перекочевала въ Истомино изъ Новгородской усадьбы князей Голицыныхъ, села Марьина. Къ Голицынскому фарфору относится и большая чашка Императорскаго завода - свътло-зеленая, въ золотыхъ звъодахъ, съ пейзажной росписью - это подарокъ Императрицы Александры Феодоровны князю Голицыну. Маленькая, чисто-белая чашечка для кофе, съ очаровательнымъ изгибомъ ручки, исполнена Императорскимъ заводомъ по рисунку А. Н. Оленина, президента Акадекии Художествъ. Большая ваза - чашка для фруктъ съ двойнымъ дномъ, опять Венскаго фарфора. Въ Истоминe предметы фамильной старины, которые собственно ни кемъ не собирались, а просто сохранились по-наследству отъ бабушекъ и дедушекъ, чередуются съ самыми разнообразными образцами стариннаго русского искусства изъ коллекций, собираемыхъ настоящимъ владельцемъ усадьбы. Центральное место принадлежитъ замечательному собранию старинныхъ вышивокъ и кружевъ, имъется интереснейшей подборъ местныхъ женскихъ головныхъ уборовъ - т. наз. сороки - повязки съ удивительнымъ остроумиемъ и художественнымъ чутьемъ скомбинированный изъ всевозможныхъ случайныхъ лоскутковъ набоекъ, ситцевъ, парчей, лентъ, старинныхъ золотыхъ вышивокъ и т.п. Эта замечательная коллекция требуетъ отдъльнаго описания. Въ другихъ отдълахъ коллекции А.А. Оленина - резное дерево, лубки, изразцы, металлъ, кость, иконы. Обращаетъ на себя внимание великолепный рядъ старинныхъ изразцовъ, случайно спасенныхъ А. А. Оленинымъ отъ незаслуженной смерти. Проезжая по улицамъ Касимова, онъ увидалъ толпу рабочихъ, которые, только что сокрушивъ росписную изразцовую печь въ одномъ старинномъ доме, назначенномъ къ сломке, усердно трудились, разбивая вдребезги еще уцелевшие крупные куски. А. А. Оленинъ купилъ "на свозъ" всю груду черепковъ, где и оказалось съ десятокъ совершенно неповрежденныхъ изразцовъ съ великолепно сохранившейся росписью. Къ гостиной примыкаетъ съ одной стороны залъ, пока еще необитаемый. Съ другой - небольшая комната, отдъланная в вкусе готики Николаевскихъ временъ - ширмочками и шкафчиками съ ръзьбой и ажурными переплетами островерхихъ арочек. Дальше, проходная комната ведет въ кабинетъ хозяина - опять целый домашний музей, вмещающий и часть семейнаго архива, и переписку, рукописные папки съ безчислслеными акварельными рисунками,силуэтами, каррикатурами - исполненными въ разное время членами
семьи Олениныхъ, и многочисленными знaменитыми артистами, которые близко стояли къ кругу семьи. Масса старинных гравюръ и литографий; книги съ собственноручными посвящениями авторовъ. Особое место занимаетъ деревянный бюстъ президента Академии Художествъ А. Н. Оленина, резаный старичкомъ-натурщикомъ Академии. Искусство крепостныхъ живописцевъ представлено въ Истомине четырьмя портретами семьи Бакуниныхъ; писаны они в 1832 г. кръпостнымъ художникомъ Яковомъ Стрешневымъ. Эта группа семейныхъ портретовъ дополняетъ акварельной картинкой, изображающей гостиную въ 30-хъ годахъ въ Московскомъ доме Бакуниныхъ.



Интересна меблировка кабинета въ Истомине - деревянныя кресла Empire, работы кръпостныхъ мастеровъ (на нашемъ снимке в одномъ изъ такихъ креселъ сидитъ у рояля А. А. Оленинъ). Изъ комнатъ нижняго этажа дома интересна еще комната, отделанная въ своеобразно-понятомъ „русскомъ" стиле семидесятыхъ годов. Кореннымъ признакомъ русскаго стиля считалось полотенце; и художникъ, отделывавший комнату, опоясалъ все четыре ея стъны безконечно длиннымъ деревяннымъ полотенцемъ, по которому плоскимъ рельефомъ изобразилъ узоръ въ подражание вышивкъ. Окраска самая .русская - полотенце белое, узоръ на немъ красный, и фонъ стены - голубой. Широкая деревянная лъстница на два всхода ведетъ въ мезонинъ, где тоже еще много осталось на своихъ прежнихъ местахъ потемневших картинъ, старыхъ гравюръ и рисунковъ. Угловой каминъ въ большой квадратной комнате мезонина не можетъ быть названъ интереснымъ по отделке; но сухая рустовка его задрапирована великолепнымъ кружевомъ изъ коллекции А. А. Оленина, рукоделие Тверскихъ крестьянокъ. На камине стоить изразцовая ваза; письменный столъ въ сосдинении съ туалетнымъ, очень вытянутымъ въ ширину зеркаломъ, съ миниатюрными круглыми шкафчиками является однимъ изъ самыхъ интересяыхъ представителей старинной меблировки мезонина."
К сожалению от всего этого не осталось и следа и теперь только руины господского дома напоминают о былом величии Истомина.

Коршун В.Е.
Иванов М.К.
Члены Союза краеведов России
Члены Российского Философского общества


_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> История и культура Часовой пояс: GMT +3:00
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Ты не можешь начинать темы
Ты не можешь отвечать на сообщения
Ты не можешь редактировать свои сообщения
Ты не можешь удалять свои сообщения
Ты не можешь голосовать в опросах

Энциклопедия о боевых искусствах и спортивных единоборствах