Форумы о боевых искусствах ФАЭК
На сайт ФАЭКСайт ФАЭК   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   ВходВход 
Японские мечи

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> История и культура
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 26, 2005 12:02 am    Заголовок сообщения: Японские мечи Ответить с цитатой

Роль холодного оружия в Японии никогда не ограничивалась его чисто утилитарным военным предназначением. Меч является одной из трех священных регалий — бронзовое зеркало Ята-но кагами, яшмовые подвески Ясакани-но Магатама и меч Кусанаги-но Цуруги, — полученных предками нынешнего императорского рода непосредственно от богов, и потому имеет еще и сакральную функцию. Обладание мечом ставило его владельца на определенную социальную ступень. Ведь простолюдинам — крестьянам, ремесленникам, купцам — было отказано в праве ношения холодного оружия. Не тугой кошелек или количество слуг, а меч, заткнутый за пояс, служил бесспорным свидетельством принадлежности человека к придворной знати или самурайскому сословию. В течение многих веков меч считался овеществленной душой воина. Но для японцев мечи, особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего искусства, они передаются от поколения к поколению как бесценные сокровища, хранятся в экспозициях национальных музеев наряду с прочими шедеврами культуры. Когда появились первые мечи на территории Японии, сказать трудно. Легендарный меч Кусанаги-но Цуруги, как утверждают официальные мифы, был извлечен богом Сусаноо из хвоста поверженного им дракона. Однако на самом деле ситуация с первыми мечами была несколько прозаичнее. Их наряду с прочими товарами ввозили с континента — из Китая и Кореи. Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи. Примерно с конца VIII века мечи стали менять свою форму, их делали более длинными и чуть изогнутыми. Но главное заключалось в другом. Старые мечи кото, как их теперь именуют, приобрели несравненные качества благодаря искусству японских кузнецов. Имея только эмпирические представления о металлургических технологиях, они путем многочисленных проб и ошибок приблизились к пониманию того, как сделать лезвие меча достаточно острым, но не хрупким. Во многом качества меча зависят от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, что достигалось длительной ковкой, делало сталь мягкой, перенасыщенность — жесткой, но очень хрупкой. Европейские оружейники искали выход из этой дилеммы на путях разумного компромисса, на Ближнем Востоке — с помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного булата. Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода. Чаще всего изготовлением мечей в то время занимались горные отшельники ямабуси, исповедывавшие аскетизм и религиозную отрешенность. Но и кузнецы, изготовлявшие оружие в феодальных замках и ремесленных посадах, тоже превращали ковку меча в некое религиозное действо. Мастера, придерживавшиеся в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню священными символами синтоизма — рисовой веревкой и бумажными полосками. Технология ковки, судя по всему, тоже была необычной. Отобранные куски железа тщательно обрабатывались на наковальне, потом получившийся слиток перерубали зубилом, складывали пополам и снова отковывали. Так продолжалось многократно. Куски стали с различными характеристиками (их число достигало пяти — отдельно для лезвия, сердечника, боковых покрытий и тыльной части меча) компоновались один с другим и скреплялись ковкой. В результате этого длительного и трудоемкого процесса структура кото становилась многослойной и состояла (это видно только под микроскопом, а старые мастера судили об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых слоев, каждый с собственными показателями вязкости и хрупкости, определяемыми содержанием углерода. Значение имели и тщательно выровненная поверхность наковальни, и скрупулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца. Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть меча надо было нагревать и остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в горне, но и давало возможность нанесения волнистого узора на лезвие. Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось полировщику, использовавшему для этого десятки точильных камней, куски кожи разной толщины и, наконец, подушечки собственных пальцев. Между тем другой мастер изготавливал деревянные ножны. В ход шла в основном древесина хоноки — магнолии, потому что она эффективно предохраняла меч от ржавчины. Рукоять меча и ножны украшались декоративными накладками из мягкого металла и хитроумными узорами из накрученного жгута. Изначально большинство мечей кото производилось в провинции Ямато и соседней с ней Ямасиро. Наивысшего расцвета мастерство старых кузнецов достигло в период Камакура (1185-1333). Их изделия и поныне поражают великолепным качеством и артистизмом дизайна. Мечи носили в ножнах, прикрепленных двумя ремнями к поясу, лезвием вниз. К этому времени в обиход вошли более длинные мечи, иногда до 1,5 м длиной, предназначенные для конных воинов. Эти мечи всадники прикрепляли за спиной. По мере того как страна втягивалась в кровавые междоусобицы XIV века, нанесшие немалый урон экономике страны, но способствовавшие процветанию оружейников, спрос на мечи возрастал. Крупные мастерские обосновались в провинциях Бидзэн, Сагами и Мино. Так, в те времена в Бидзэн работало более 4 тысяч мастеров, в Мино — 1270, в Ямато — 1025. Если принять среднюю производительность кузнеца тех лет за 30 мечей в год (хотя более дорогие заказы занимали гораздо больше времени), то только провинция Бидзэн производила ежегодно 120 тысяч мечей. Всего в те годы в обращении по всей Японии было около 15 миллионов единиц этого холодного оружия. Во что обходилась самураю его «душа» — меч? Подсчитать реальную стоимость меча в современном денежном исчислении очень трудно. Но об этом можно составить представление по числу рабочих дней, потраченных на производство одного стандартного меча. В годы периода Нара (710-794) мастер тратил на ковку 18 дней, 9 дней — для его украшения, 6 дней — на лакировку ножен, 2 дня — на кожаные ремни, еще 18 дней на окончательную доводку и подгонку. А если к этому добавить стоимость материалов, то самурайский меч становился весьма дорогим приобретением. Более качественные и дорогие мечи предназначались как для подарков начальству, иностранным гостям или богам (их оставляли в алтаре полюбившегося храма), так и для награждения наиболее отличившихся воинов. С середины XIII века в производстве мечей наметилось разделение труда. Одни мастера ковали, другие полировали, третьи изготовляли ножны и т.д. С появлением воинских доспехов, способных выдержать удар стрелы и меча, форма холодного оружия начала изменяться. Мечи стали короче (около 60 см), шире и тяжеле, но намного удобнее в пеших поединках. Чтобы поразить уязвимое место в доспехе противника, помимо меча применяли и кинжалы. Таким образом, воин стал носить за поясом сразу два клинка, обращенных лезвием кверху — меч катана и кинжал (короткий меч) вакидзаси. Этот набор назывался дайсё — «большой и малый». В стране в те годы существовало более тысячи различных школ мастеров-оружейников. Каждая мастерская предлагала собственный метод ковки, закалки, украшения меча. Огромный спрос на оружие привел к снижению качества. В результате секреты изготовления старых мечей кото были безвозвратно утрачены, и каждая мастерская занялась поиском своей технологии. Иные клинки — их называли синто (новые мечи) — получались очень хорошими, другие — менее удачными, но ни один из них уже не мог подняться до высот кото. Появление в стране импортных европейских образцов оружия не смогло как-то повлиять на традиционные технологии. Японцы с удивлением обнаружили, что испанские и немецкие клинки изготовлялись в «одну ковку». Поэтому большинство завезенных в страну мечей было использовано как сырье для переработки в соответствии с японскими технологиями. После перековки из них получались неплохие кинжалы. На хвостовике клинка мастера зачастую ставили свое клеймо. С течением времени рядом с именем мастера стала появляться и информация о проведенных испытаниях оружия. Дело в том, что с наступлением периода Эдо (1600-1868) в стране воцарился мир. Испытать острие своего меча самураям можно было только на тесно связанном пучке мокрой рисовой соломы. Конечно, случались и «испытания на живом материале». По существовавшей традиции самурай мог без лишних разговоров зарубить проявившего непочтительность простолюдина — крестьянина или мастерового. Но подобные «забавы» стали вызывать осуждение. И тогда испытывать только что выкованные мечи стали на телах казненных преступников. По законам сёгуната тела казненных становились собственностью государства, за исключением останков убийц, татуированных, священнослужителей и неприкасаемых, на которых распространялось табу. Тело казненного привязывали к столбу, и проверяющий качество меча рубил его в обусловленных местах. Затем на хвостовике оружия вырезалась надпись, например, что мечом было разрублено два тела, — своеобразное клеймо ОТК. Особенно часто такие отметки делались на клинках, произведенных в XIX веке. Их стали называть синсинто (новые новые мечи). В определенном смысле этот период стал ренессансом искусства изготовления японских мечей. Но этот период возрождения древнего искусства продолжался недолго. После Реставрации Мэйдзи (1868) в стране был проведен ряд реформ, в том числе и отмена сословных привилегий. Бывшим самураям было запрещено ношение меча в общественных местах, соответственно, ввели жесткие ограничения на производство холодного оружия. Лишь весьма небольшое количество оружейных мастерских получило лицензию на изготовление японских мечей, с тем чтобы сохранить навыки и секреты древнего искусства. Некоторое оживление в этом секторе произошло в годы русско-японской войны 1904-1905 гг., а также с началом второй мировой войны. Но теперь мастерские и арсеналы снабжали армию не мечами, изготовленными традиционным способом, а поделками машинной обработки. Впрочем, потомственные воины нередко отправлялись на поля сражений с бережно сохраненными дедовскими мечами. Поражение во второй мировой войне сказалось катастрофически на количестве драгоценного древнего оружия, хранившегося в музеях и семейных сундуках. Американские оккупационные власти издали приказ об уничтожении в Японии всего оружия, огнестрельного и холодного. Потом, спохватившись, администрация внесла коррективы в приказ, разрешив сохранить лучшие образцы из храмовых, музейных и семейных коллекций. Но к тому времени уже многое было уничтожено, в том числе и немало образцов кото и синто. Сказалась и пагубная мода на сувениры. Американские военные, возвращаясь на родину, прихватывали с собой приглянувшиеся мечи, часто даже не подозревая об их колоссальной исторической и культурной ценности. А после того, как мода на «самурайские игрушки» прошла, от них просто избавились. К счастью, несколько мастеров-оружейников сумели пережить годы лихолетья и возобновили штучное производство мечей ручным способом. Некоторые из этих мастеров — кузнецы и полировщики — были удостоены титула «Живое национальное сокровище».
Из журнала "Япония сегодня"
http://wildblood.front.ru/blood/h1.htm
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 26, 2005 5:02 pm    Заголовок сообщения: Названия частей меча Ответить с цитатой

Названия частей меча:
А (или Ха) -режущая кромка
Абаки - крепёжная муфта (для того, чтобы клинок зафиксировлся и не двигался)
Ада - схемы (волнообразные рисунки, возникающие во время кольцовки)
Амаси (или Хамаси) - край А
Боси - линия закалки на острие
Дзи-ада - лезвие
Кисаки - острие
Моноути - бьющая поверхность
Мунэ-маси - край тупого конца клинка
Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на трупах, etc)
Мэкуги-ана - отверстие для штыркя
Накаго - основание лезвия
Накого-дзири - оконечность Накаго
Сори - прогиб
Яки-а (Яки-ха) - закалённая часть клинка
Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
Михаил Иванов

Сообщения: 1289
Откуда: Москва
Регистрация: 05.11.2005
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 30, 2005 5:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Среди различных аксессуаров, без которых клинок японского меча катана считается полуфабрикатом, — рукоять, накладки, ножны и т.д., — несколько особняком стоит гарда — металлическая пластина, не дающая руке соскользнуть с рукояти на лезвие и в какой-то степени защищающая от ударов противника. Эта гарда по-японски называется цуба. А особенность ее определяется тем, что японские цуба стали объектом коллекционирования во многих странах мира. Собирателей привлекает эта миниатюрная форма японского искусства огромным разнообразием форм, отделки, дизайна. История этих пластин насчитывает много лет, в их изготовлении участвовали многие именитые мастера.
Типичная цуба представляет собой металлическую пластину — железную или бронзовую — диаметром около 8 см с отверстием в центре для пропуска хвостовика клинка. Помимо защитной функции цуба была важна и потому, что своим весом смещала центр тяжести меча к руке, снижая напряжение в кисти, придавая оружию сбалансированность и силу удару. Японские воины относились к своему оружию с большим пиететом, в цене были не только удобные и прочные, но и богато украшенные клинки. Мастера-оружейники изощрялись в придании мечу неповторимого декора. И это нашло отражение прежде всего в изысканности дизайна цубы. Форму цубе придавали самую разную — круг, овал, квадрат, ромб. Наиболее типичными для церемониальных мечей были аоицуба — квадраты с закругленными углами. Со временем в поверхности цубы стали делать не одно отверстие (для хвостовика клинка), а два или три. В одно из боковых отверстий вставляли небольшой острый нож кодзука, служивший для хозяйственных целей в походе, но пригодный и для метания, и чтобы метить трупы побежденных противников, втыкая его в поверженное тело, что позволяло после боя собрать трофеи, в другое вставляли когай — длинное шило, которым можно чинить сбрую или латы, но чаще всего его использовали для почесывания, так как в жарком и влажном климате под доспехами и шлемами начинался неимоверный зуд. Длинным острием когай можно было осторожно раздвинуть пластинки доспехов и дотянуться до зудящего места. Наряду с этими функциональными отверстиями в железной пластине цубы стали пробивать сквозные дыры, образующие различные рисунки — изображения цветов, животных, птиц, богов, родового герба мон… Таким образом подобная цуба стала напоминать ажурное кружевное плетение. Рисунки наносились на поверхность гарды различными методами. Иные мастера сначала покрывали пластину лаком, а потом расписывали ее красками. Другие специальными чеканами и штампами выбивали рисунок на металле. Третьи инкрустировали цубу декоративными накладками из другого металла — серебра, золота, бронзы, других сплавов. Особенно тщательно отделывался ободок цубы. По его оформлению, гравировке, украшению можно было судить, мастер какой школы трудился над гардой. Впрочем, особо гадать не приходилось. Мастера с удовольствием и гордостью ставили свои клейма на эти изделия. Самая древняя из сохранившихся до нашего времени цуба была изготовлена в период Нара (710-794). Дальнейшее развитие производство гард получило в периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1568). Тогда производством этих деталей холодного оружия занимались те же кузнецы, которые ковали сами клинки. Это была как бы побочная ветвь общего промысла оружейников. Но с XVII века изготовлением гард стали заниматься мастера, специализирующиеся исключительно на цубах. Это привело к настоящему расцвету этой отрасли ремесла, перешедшего в принципиально новое качество — в искусство. Новый стиль распространился из столицы на прилегающие провинции, на сёгунский Эдо и далее по всей стране. Мастерские по изготовлению гард для мечей появились в каждой провинции, в каждом призамковом городке от северной Акиты до юга Кюсю. Причем каждый ремесленник вносил в это дело свою фантазию, выдумку, придуманную технологию. Конечно, были и наиболее известные, прославленные мастера. Так, общенациональной известностью пользовались мастерская Сёами, основанная в Киото, группа ремесленников Хэйандзё-дзоган, освоивших инкрустацию металлом. Они искусно использовали палитру оттенков меди, которая при определенных добавках приобретала коричневый, красный или пурпурный оттенок. Добавка в сплав железного порошка придавала изделию легкий налет красного, черного или коричневого цветов. Развитию этого необыкновенного искусства нанесли непоправимый урон реформы Мэйдзи второй половины XIX века. Изготовление и ношение холодного оружия были запрещены. Соответственно, остались без работы сотни мастеров, изготавливавших цубы. Некоторое время они перебивались мелкими металлическими поделками, но с течением времени их уникальное мастерство было утрачено. Теперь с образцами этой оружейной миниатюры можно ознакомиться только в музеях или по коллекциям, собранным 1,5-2 столетия назад.
Исходный материал - http://wildblood.front.ru/blood/h1.htm
_________________
С уважением,
Михаил Иванов
http://arnis-escrima.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить сообщения электронной почты Посетить сайт автора
sen

Сообщения: 54
Регистрация: 22.02.2006
СообщениеДобавлено: Сб Апр 08, 2006 1:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Михаил Константинович! Можно нам выложить свою статью по культу меча? Молчите? Значит ,можно...

Катана и культ меча в Японии
Уже по своему географическому положению Япония как бы является конечным пунктом, своего рода накопителем культурных и идейных импульсов материкового Востока. Культурные явления, идущие из Индии, Китая, Кореи, достигая Японии, утрачивают свою экспансивность и начинают совершенствоваться, обретая предельную завершенность. И сама Япония, имея характер воспринимающей культуры, склонна не столько продуцировать новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Это относится даже к таким, по общему мнению, чисто японским культурным феноменам, как тя-но-ю (чайная церемония), дзен (кит. чань), «сады камней», этикетность поведения и ритуализация всех сторон жизни (восходящая к конфуцианским добродетелям). В этом ряду занимает свое место и культ меча.

Как мы уже говорили, японская культура была вообще склонна к предельной ритуализации всех сфер жизни и соответственно эта судьба не могла миновать меч – символ правящего сословия.
Давайте начнем с истории меча в Японии. Для большинства любителей Востока словосочетание «японский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие связывают именно с этим видом оружия. Между тем в этом комплексе ассоциаций присутствуют как неполнота, так и заблуждения. Известно, что в кэндо используется синай – прямая бамбуковая имитация меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами, диктует жесткую прямолинейную технику, построенную на рубящих ударах. Катана, изогнутая и достаточно массивная, лучше приспособлена для гораздо более пластичных (хотя и не менее мощных) рубяще-режущих движений. И дело здесь не только в том, что бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. Сам иероглиф, читающийся в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самостоятельного слова имеет чтение «цуруги», а вовсе не «катана» (чтение в сочетаниях – «то»). Есть даже собирательное понятие «токэн», переводимое на русский язык как «холодное оружие», а, фактически, как «разные мечи». В действительности, цуруги – тоже «японский меч», причем исконный. Первые достоверные упоминания о мече, подобном катане, относятся едва ли ранее, чем к 8-9 векам (а наиболее старый дошедший до нас экземпляр датирован 1159 годом). До этого времени японские воины использовали именно цуруги – длинный прямой меч с двусторонней заточкой. Мечи такого рода обнаруживаются в кофунах – гробницах древнеяпонских родовых вождей – и сильно напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они и произошли. Цуруги имел длину в среднем около метра с клинком около 70 см – относительно короткая рукоять заставляет предполагать, что это одноручный меч. Цуруги действительно ближайший родственник цзяня – классического оружия китайских аристократов. Китайский прямой меч также являлся символом императорской власти и священной особы самого императора.
Безусловно, это обстоятельство повлияло и на отношение к мечу японцев. В 7 веке там «по государственному заказу» происходила запись и унификация свода синтоистских мифов – «Кодзики» («Записки о деяниях древности»). В основу свода была положена мифология земель Ямато – центра японской государственности, откуда происходил императорский род, - причем в стремлении не уступать великому китайскому государству правители Японии сильно китаизировали характер божеств, их отношения и статус. По аналогии с китайским культом предков, в котором особое значение для всей страны играл культ божественных предков императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине Аматэрасу и ее потомкам, основателям японской императорской фамилии. Отправляя своего внука Ниниги на землю, богиня вручила ему 3 священных предмета: зеркало, яшмовую подвеску и меч – будущие императорские регалии. Таким образом и в Японии, не хуже, чем у китайцев, меч стал сакральным предметом, связанным с императорской властью. В 7–8 веках стали применяться и мечи корейского образца корай-цуруги – тоже прямые, но более длинные и тяжелые, с односторонней заточкой и рассчитанные на двуручный хват.
Примерно в те же времена параллельно с цуруги начинал использоваться изогнутый меч. Это могло быть обусловлено развитием технологии и потребностями военного дела. Японскому воинскому сословию нужно было оружие не для утонченного фехтования, а для массового боя в доспехах. Изогнутый и гораздо более мощный меч равно позволял и колоть, и рубить, был гораздо более удобен для использования в конном бою. В оппозицию заимствованному из Китая прямому мечу, он был назван «нихон-то» - «японский меч». Но насколько японской был в действительности этот прообраз катаны? В ранних японских хрониках такой меч называется «корейским». Изогнутые мечи действительно были распространены в Корее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим для своего времени уровнем. Кстати, изогнутый меч за века своего существования заметно эволюционировал, менялось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д.
Безусловно, обладатель и окружающие относились к этому предмету с высочайшим почтением. Едва ли однако это прерогатива одной только Японии. Подобное отношение к оружию, фамильному и не только, вообще свойственно средневековому обществу, где война является обязанностью и правом высших слоев. Поэтому вызывает сомнения массовая убежденность в том, например, что каждый клинок изготавливался в течение долгих лет, причем весь процесс его создания был опутан сложными возвышенными ритуалами. Конечно, ритуальная сторона сопровождала эту деятельность – как, впрочем, и любую другую, – едва ли превращая ее в подлинно священное действо. Как уже говорилось, ритуал вообще пронизывал всю жизнь средневекового японца. Например, особые гадания и ритуалы сопровождали выбор дня начала путешествия, важных мероприятий и даже мытья волос. Конечно, изготовление меча сопровождалось ритуалами очищения, но едва ли каждый клинок изготовлялся в течение многих лет, как нередко пишут популярные статьи и издания. Часто читаешь о многолетнем выдерживании заготовок в земле; о непрерывном, едва ли не многомесячном, процессе полировки и совсем уж одиозные вещи – например, что изготовлением клинков занимались сами самураи, потому, якобы, что этого священного предмета не должны были касаться руки простолюдина. Но вспомним о том, что в эпоху феодальных войн, десятилетиями длящихся реальных военных конфликтов меч, даже самый почитаемый – это прежде всего оружие. Оно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось и ломалось. По-настоящему сакральный предмет нельзя жестко подставлять под удары другого меча (столь же сакрального), разрубать им стальной доспех и т.д. Основную часть своей истории японский меч – продукт хоть и высокотехнологичного, но массового производства. Роль священного предмета могли приобретать избранные экземпляры клинков, обладающие теми или иными выдающимися свойствами или биографией. И такой меч вряд ли активно использовался в военных действиях – скорее всего, он служил для ритуальных функций. Подавляющее же большинство мечей отличались стандартно высокими, но заурядными качествами, хотя попадались и откровенно скверные. Они требовались постоянно в большом количестве, и на изготовление каждого клинка никак нельзя было тратить не только несколько лет, но и несколько месяцев. И делали их самые обычные ремесленники, хотя и выделяемые из общей массы мастеровых в силу особой сложности и престижности их работы. Разумеется, встречались и великие мастера – как и в любой профессии, их были единицы. Возможно, самураям и не возбранялось заниматься этим не низким ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занимался этим «для души».
Вообще, долгое время «символом» воина-самурая был даже не меч – или, по крайней мере, не только меч – а лук. С конца периода Ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением конницы длинный лук становится неотъемлемой принадлежностью родовитого воина-профессионала, и даже величина армии исчисляется по числу луков в ней. Искусство стрельбы из лука – одна из важнейших воинских дисциплин, обязательная часть «образования» юноши благородного происхождения, а соревнования в стрельбе – излюбленное развлечение как воинского сословия – буси – так и придворной аристократии, кугэ. И это положение сохранялось очень долго. Так, в 17 веке среди более чем двух десятков воинских искусств первое место отводилось именно стрельбе из лука.
А как же культ меча? В том или ином виде он действительно существовал, проявляясь почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Но не будем забывать, что для средневекового сознания вообще характерна этикетность и ритуализация действительности, тем более в столь важной ее части, составляющей основу существования верхушки общества. Многочисленные тексты, посвященные средневековой Японии, пестрят описаниями разнообразных ритуалов, окружавших обращение с мечом. Войти в чужой дом с оружием мог только «старший по званию», все остальные передавали меч слуге, который бережно возлагал его на особую подставку. Взять чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно – смертельное оскорбление. Частично обнажить оружие – вызов, и т.д. Существовало множество других детально разработанных правил. Все это верно, но едва ли следует усматривать в этом проявление загадочной японской души. В подобной форме «культ» оружия существовал у многих народов – в частности, в средневековой Европе. Едва ли можно себе представить немца или француза, без разрешения хватающего, а тем более пинающего чужой клинок. А жест руки, опускающейся на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно, воспринимался, как угроза. Подлинный культ меча в том виде, как мы привыкли о нем слышать, возник гораздо позже наступления расцвета самурайства – в 17 веке. В это время, с установлением твердой единой власти и прекращением междоусобных войн, меч практически перестает использоваться для ведения военных действий и превращается в поединочное оружие, символ и предмет сословной гордости. Здесь развиваются или окончательно оформляются многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самурая» - его меч. Самураи того времени уделяли значительно большее (по сравнению с предшественниками) внимание отделке меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный внешний вид. Начиная с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а кэн-дзюцу (искусство меча) начинает постепенно превращаться в кэн-до – путь меча.

Вроде бы так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов о филиппинских боевых искусствах -> История и культура Часовой пояс: GMT +3:00
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Ты не можешь начинать темы
Ты не можешь отвечать на сообщения
Ты не можешь редактировать свои сообщения
Ты не можешь удалять свои сообщения
Ты не можешь голосовать в опросах